ИСТОРИЯ ЦЕНТРА

     Государственное учреждение «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» (ГУ ННПЦ КП) создано на основании Постановления Кабинета Министров РК №305 от 31 марта 1992г. и приказа Министерства образования РК №200 от 30.04.1992г. «О создании Республиканского центра социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с дефектами умственного и физического развития».

Организатором и первым руководителем Национального научно - практического центра коррекционной педагогики является доктор педагогических наук, профессор Роза Айтжановна Сулейменова.

Идея создания центра принципиально нового типа, где могли бы осуществляться научно-прикладные исследования в области специального образования и одновременно получать помощь дети с различными проблемами в развитии по вопросам диагностики, обучения и воспитания, являлась настойчивым требованием времени. Исторически сложилась так, что в Казахстане не было научно-исследовательской лаборатории, института, занимающихся проблемами специального образования. Все это побудило Розу Айтжановну к созданию в Республике Центра, который занимался бы вопросами методического, правового и информационного обеспечения специального образования.

Под руководством Сулейменовой Р.А. проводилось моделирование системы ранней коррекционно-педагогической помощи, организовывались, разрабатывались и внедрялись модели новых служб, которые в дальнейшем стали существовать как самостоятельные типы новых организаций специального образования: это - психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), реабилитационные центры (РЦ), кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК), лекотека. Все эти новые типы организаций вошли в Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», разработанный по инициативе и под руководством Сулейменовой Р.А. и принятый в 2002 году.

Приказом Министерства образования и науки РК от 6 мая 2000 г. №439 центр был переименован в «Республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии».

Статус Национального центра учреждение приобрело в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2004 года №222.

Место расположение ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» – г. Алматы, ул. Байзакова 273 А.

  

     Абаева Галия Аскербековна - Директор ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики», кандидат педагогических наук, доцент педагогики. Закончила дефектологический факультет РГПУ имени Герцена (г.Санкт-Петербург), аспирантуру КазНПУ имени Абая, по завершении защитила кандидатскую диссертацию по проблемам развития речи детей с глубокими нарушениями зрения (шифр 13.0003 – Коррекционная педагогика).

1992-2008 гг. ассистент, преподаватель, старший преподаватель, и.о. доцента КазНПУ имени Абая; с 2008 по 2017гг. заведующая кафедрой «Специальной и социальной педагогики» Казахского государственного женского педагогического университета. Обладатель звания «Лучший преподаватель года 2012».

Сфера научных интересов: коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями в развитии; коррекционное сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного обучения. ПредседательУМС по специальности «Социальная педагогика и самопознание» в 2009-2017 гг.. Участвовала в поисково-прикладных исследованиях по заказу МОН РК (014, 025, 055 - Программы). Автор первых в Казахстане учебников «Рельефті-нүктелік сауат ашу», «Рельефно-точечная грамота» для незрячих учащихся 1-го класса на государственном и русском языках.

Количество изданных трудов более 60, среди них учебники, учебные пособия, методические материалы, научные статьи, типовые программы.

 

Цель деятельности ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики»»

 

Разработка, апробация, внедрение научного, нормативного, учебно-методического обеспечения для создания и совершенствования в Республике Казахстан системы социальной и коррекционно - педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

 

Сфера деятельности ННПЦ КП

- научные исследования в области специального и инклюзивного образования;

- практическая коррекционная деятельность;

- разработка научно-методического обеспечения системы социальной и коррекционно-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями;

- усовершенствование диагностики нарушений психофизического развития;

- апробация и внедрение новых педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, общении, поведении;

- совершенствование деятельности по методическому руководству и оказанию помощи педагогам общеобразовательных и специальных образовательных организаций, обучающих детей с особыми образовательными потребностями;

- организация международного сотрудничества в области диагностики,

коррекции, обучения и воспитания лиц с нарушениями и отставаниями в развитии;

- участие в разработке и формировании эффективной системы

специального образования и профессионально-трудового обучения лиц с особыми нуждами;

- разработка учебно-методического обеспечения деятельности специальных дошкольных и школьных организаций для детей с нарушением умственного и физического развития;

- широкое внедрение вспомогательных технологий в коррекционно – образовательный процесс.

Структура ГУ « Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики»

1. Реабилитационный центр.

2. Республиканская психолого-медико-педагогическая консультация.

3 . Научно-исследовательский отдел:

·Лаборатория комплексной диагностики и реабилитации;

·Лаборатория специального школьного образования;

·Лаборатория специального дошкольного образования;

·Лаборатория специального школьного образования детей с особыми образовательными потребностями с казахским языком обучения

4 . Отдел информационного - методического обеспечения.

5. Повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере специального образования.

  

019 Бюджетная программа «Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей»

Норма приема по 019 Программе «Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей» составляет 1418 детей в год.

 

Задача деятельности Реабилитационного центра

Оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в развитии от рождения до 18 лет.

Направления деятельности реабилитационного центра:

·комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной

командой специалистов;

·разработка и составление индивидуальных развивающих

программ обучения детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями);

·внедрение инновационных педагогических технологий,

разработанных научно-исследовательским отделом;

·методическая помощь педагогам специальных организаций

образования;

·консультирование и обучение родителей по вопросам

воспитания и ухода за детьми с особыми образовательными потребностями.

Ежегодно в реабилитационном центре ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь получили 420 детей с особыми образовательными потребностями.

Реабилитационный центр оказывает комплексную помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям не зависимо от места проживания ребенка, в центре получают эффективную коррекционную помощь и дети, проживающие в разных регионах страны, в т.ч. дети Алматинской, Акмолинской, Кызылординской, Жамбылской, Мангыстауской, Актюбинской, Атырауской, Павлодарской, Южно-казахстанской и Восточно-казахстанской области, а также из г. Астаны. Это дети, не имеющие возможность получить надлежащую коррекционную помощь по месту жительства, так как в центре работают компетентные специалисты, ежегодно повышающие свой профессионализм.

В реабилитационном центре Национального научно-практического центра коррекционной педагогики функционирует 6 групп дневного пребывания для детей с особыми образовательными потребностями. Реабилитационный центр является экспериментальной площадкой для проведения апробации научных исследований, проводимых научно- исследовательским отделом.

 

Задача деятельности Республиканской психолого-медико

педагогической консультации (РПМПК)

1.Психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий лечения, обучения и воспитания.

2.Выявление и статистический учет и анализ статистической информации о детях с особыми образовательными потребностями.

3.Оказание практической и методической помощи областным ПМПК, специалистам специальных (коррекционных) организаций образования (с выездом на места)

4. Ежегодные курсы повышения квалификации для специалистов ПМПК.

5. Разработка методических и практических материалов: рекомендаций по проведению диагностико-консультативной работы в ПМПК.

Ежегодно РПМПК обследует более 1000 детей с нарушениями в развитии. РПМПК является единственной организацией, которая ежегодно ведет статистический учет детей с ограниченными возможностями по Республике Казахстан, проводит анализ деятельности 55 ПМПК. Аналитическая справка предоставляется в МОН РК.

 

217 БЮДЖЕТНАЯ ПРОГРАММА: РАЗВИТИЕ НАУКИ

Свидетельство о включении научно-технической программы в государственный реестр НТП О.0527 «Совершенствование научно-методического обеспечения, содержания, форм и методов специального образования». Сроки исполнения 2010-2012гг.

Свидетельство о включении научно-технической программы в государственный реестр НТП 0.0630 «Организационно-технологические основы специального образования, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных дошкольных и школьных организациях» Сроки исполнения 2013- 2015 гг.

Свидетельство о включении научно-технической программы в государственный реестр НТП 0.0766 «Научно-методическое обеспечение специального образования». Сроки исполнения 2016-2018 гг.

В рамках научно-исследовательской работы ежегодно разрабатываются до 12 наименований методических рекомендаций, которые проходят апробацию на базе реабилитационного центра ННПЦ КП, в специальных организациях образования, в организациях, реализующих инклюзивное образование. ННПЦ КП разработана методика учета детей с отклонениями в развитии, создан автоматизированный банк данных о детях, об их нуждах и объеме помощи, решены частные задачи методического обеспечения диагностики ряда отклонений в развитии у младенцев, детей дошкольного и младшего школьного возраста. По итогам исследований центра предложены основные принципы организации системы раннего вмешательства в условиях Казахстана. Созданы базисные методики для организации служб раннего вмешательства в нарушенное развитие детей с учетом особенностей Республики Казахстан, проведены научные исследования по проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в специальных организация.

В настоящее время ведется разработка теоретических и методических основ включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.

Результатом проведения научно-исследовательских работ в 2015 году стали 16 методических разработок:

 

099 БЮДЖЕТНАЯ ПРОГРАММА: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Задача: Усовершенствование методологического и учебно-методического обеспечения процесса коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и внедрение информационных технологий в специальное образование. Мониторинг деятельности специального образования (учебно-методическое обеспечение, мониторинг деятельности КППК, РЦ).

Отделом информационно-методического обеспечения проведены мониторинги: кадрового обеспечения специальных организаций образования; деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) и реабилитационных центров (РЦ) республики; мониторинг обеспеченности специальных школ для детей с нарушением зрения (незрячих, слабовидящих) учебной литературой. Статистический учет специальных организаций образования.

Ежегодно разрабатываются 3 методические рекомендации по обеспечению процесса обучения детей с ограниченными возможностями.

 

222 БЮДЖЕТНАЯ ПРОГРАММА: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Задача: Совершенствование профессиональных компетенций специалистов (педагогов дефектологов, психологов, логопедов), имеющих профильное образование и присвоенную профессиональную квалификацию.

В рамках реализации 222 бюджетной программы ежегодно проводятся 13-14 курсов повышения квалификации педагогов специальных организаций, с охватом слушателей до 320 человек.

За период с 2013-2015гг. проведено 41 курс. Сертификаты о прохождении курсов и повышении квалификации получили более 1000 слушателей из разных регионов республики. Категории слушателей: сурдопедагоги специальных организаций образования, социальные педагоги, психологи, дефектологи, работающие с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (КППК, РЦ), логопеды кабинетов коррекции и реабилитационных центров, специалисты ПМПК и др.





Опросы

Сайттың жаңа дизайнын бағалаңыз

Өте ұнады
Жаман емес
Қанағаттанарлық, дегенмен ...
Бұдан жақсысын да көргенмін
Мүлдем ұнамады
Результаты

Наш адрес

050008, Республика Казахстан,
г. Алматы,
ул. Байзакова 273 "А"

тел. (7 727) 394-43-18
тел./ факс: (7 727) 394-45-17
e-mail: nnpckp@mail.ru
           nnpckp@mail.kz