ИСТОРИЯ ЦЕНТРА

     Государственное учреждение «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» (ГУ ННПЦ КП) создано на основании Постановления Кабинета Министров РК №305 от 31 марта 1992г. и приказа Министерства образования РК №200 от 30.04.1992г. «О создании Республиканского центра социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с дефектами умственного и физического развития».

Организатором и первым руководителем Национального научно - практического центра коррекционной педагогики является доктор педагогических наук, профессор Роза Айтжановна Сулейменова.

Идея создания центра принципиально нового типа, где могли бы осуществляться научно-прикладные исследования в области специального образования и одновременно получать помощь дети с различными проблемами в развитии по вопросам диагностики, обучения и воспитания, являлась настойчивым требованием времени. Исторически сложилась так, что в Казахстане не было научно-исследовательской лаборатории, института, занимающихся проблемами специального образования. Все это побудило Розу Айтжановну к созданию в Республике Центра, который занимался бы вопросами методического, правового и информационного обеспечения специального образования.

Под руководством Сулейменовой Р.А. проводилось моделирование системы ранней коррекционно-педагогической помощи, организовывались, разрабатывались и внедрялись модели новых служб, которые в дальнейшем стали существовать как самостоятельные типы новых организаций специального образования: это - психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), реабилитационные центры (РЦ), кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК), лекотека. Все эти новые типы организаций вошли в Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», разработанный по инициативе и под руководством Сулейменовой Р.А. и принятый в 2002 году.

Приказом Министерства образования и науки РК от 6 мая 2000 г. №439 центр был переименован в «Республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии».

Статус Национального центра учреждение приобрело в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2004 года №222.

Место расположение ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» – г. Алматы, ул. Байзакова 273 А.

  

     Абаева Галия Аскербековна - Директор ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики», кандидат педагогических наук, доцент педагогики. Закончила дефектологический факультет РГПУ имени Герцена (г.Санкт-Петербург), аспирантуру КазНПУ имени Абая, по завершении защитила кандидатскую диссертацию по проблемам развития речи детей с глубокими нарушениями зрения (шифр 13.0003 – Коррекционная педагогика).

1992-2008 гг. ассистент, преподаватель, старший преподаватель, и.о. доцента КазНПУ имени Абая; с 2008 по 2017гг. заведующая кафедрой «Специальной и социальной педагогики» Казахского государственного женского педагогического университета. Обладатель звания «Лучший преподаватель года 2012».

Сфера научных интересов: коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями в развитии; коррекционное сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного обучения. ПредседательУМС по специальности «Социальная педагогика и самопознание» в 2009-2017 гг.. Участвовала в поисково-прикладных исследованиях по заказу МОН РК (014, 025, 055 - Программы). Автор первых в Казахстане учебников «Рельефті-нүктелік сауат ашу», «Рельефно-точечная грамота» для незрячих учащихся 1-го класса на государственном и русском языках.

Количество изданных трудов более 60, среди них учебники, учебные пособия, методические материалы, научные статьи, типовые программы.

 

Цель деятельности ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики»»

 

Разработка, апробация, внедрение научного, нормативного, учебно-методического обеспечения для создания и совершенствования в Республике Казахстан системы социальной и коррекционно - педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

 

Сфера деятельности ННПЦ КП

- научные исследования в области специального и инклюзивного образования;

- практическая коррекционная деятельность;

- разработка научно-методического обеспечения системы социальной и коррекционно-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями;

- усовершенствование диагностики нарушений психофизического развития;

- апробация и внедрение новых педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, общении, поведении;

- совершенствование деятельности по методическому руководству и оказанию помощи педагогам общеобразовательных и специальных образовательных организаций, обучающих детей с особыми образовательными потребностями;

- организация международного сотрудничества в области диагностики,

коррекции, обучения и воспитания лиц с нарушениями и отставаниями в развитии;

- участие в разработке и формировании эффективной системы

специального образования и профессионально-трудового обучения лиц с особыми нуждами;

- разработка учебно-методического обеспечения деятельности специальных дошкольных и школьных организаций для детей с нарушением умственного и физического развития;

- широкое внедрение вспомогательных технологий в коррекционно – образовательный процесс.

Структура ГУ « Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики»

1. Реабилитационный центр.

2. Республиканская психолого-медико-педагогическая консультация.

3 . Научно-исследовательский отдел:

·Лаборатория комплексной диагностики и реабилитации;

·Лаборатория специального школьного образования;

·Лаборатория специального дошкольного образования;

·Лаборатория специального школьного образования детей с особыми образовательными потребностями с казахским языком обучения

4 . Отдел информационного - методического обеспечения.

5. Повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере специального образования.

  

019 Бюджетная программа «Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей»

Норма приема по 019 Программе «Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей» составляет 1418 детей в год.

 

Задача деятельности Реабилитационного центра

Оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в развитии от рождения до 18 лет.

Направления деятельности реабилитационного центра:

·комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной

командой специалистов;

·разработка и составление индивидуальных развивающих

программ обучения детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями);

·внедрение инновационных педагогических технологий,

разработанных научно-исследовательским отделом;

·методическая помощь педагогам специальных организаций

образования;

·консультирование и обучение родителей по вопросам

воспитания и ухода за детьми с особыми образовательными потребностями.

Ежегодно в реабилитационном центре ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь получили 420 детей с особыми образовательными потребностями.

Реабилитационный центр оказывает комплексную помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям не зависимо от места проживания ребенка, в центре получают эффективную коррекционную помощь и дети, проживающие в разных регионах страны, в т.ч. дети Алматинской, Акмолинской, Кызылординской, Жамбылской, Мангыстауской, Актюбинской, Атырауской, Павлодарской, Южно-казахстанской и Восточно-казахстанской области, а также из г. Астаны. Это дети, не имеющие возможность получить надлежащую коррекционную помощь по месту жительства, так как в центре работают компетентные специалисты, ежегодно повышающие свой профессионализм.

В реабилитационном центре Национального научно-практического центра коррекционной педагогики функционирует 6 групп дневного пребывания для детей с особыми образовательными потребностями. Реабилитационный центр является экспериментальной площадкой для проведения апробации научных исследований, проводимых научно- исследовательским отделом.

 

Задача деятельности Республиканской психолого-медико

педагогической консультации (РПМПК)

1.Психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий лечения, обучения и воспитания.

2.Выявление и статистический учет и анализ статистической информации о детях с особыми образовательными потребностями.

3.Оказание практической и методической помощи областным ПМПК, специалистам специальных (коррекционных) организаций образования (с выездом на места)

4. Ежегодные курсы повышения квалификации для специалистов ПМПК.

5. Разработка методических и практических материалов: рекомендаций по проведению диагностико-консультативной работы в ПМПК.

Ежегодно РПМПК обследует более 1000 детей с нарушениями в развитии. РПМПК является единственной организацией, которая ежегодно ведет статистический учет детей с ограниченными возможностями по Республике Казахстан, проводит анализ деятельности 55 ПМПК. Аналитическая справка предоставляется в МОН РК.

 

217 БЮДЖЕТНАЯ ПРОГРАММА: РАЗВИТИЕ НАУКИ

Свидетельство о включении научно-технической программы в государственный реестр НТП О.0527 «Совершенствование научно-методического обеспечения, содержания, форм и методов специального образования». Сроки исполнения 2010-2012гг.

Свидетельство о включении научно-технической программы в государственный реестр НТП 0.0630 «Организационно-технологические основы специального образования, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных дошкольных и школьных организациях» Сроки исполнения 2013- 2015 гг.

Свидетельство о включении научно-технической программы в государственный реестр НТП 0.0766 «Научно-методическое обеспечение специального образования». Сроки исполнения 2016-2018 гг.

В рамках научно-исследовательской работы ежегодно разрабатываются до 12 наименований методических рекомендаций, которые проходят апробацию на базе реабилитационного центра ННПЦ КП, в специальных организациях образования, в организациях, реализующих инклюзивное образование. ННПЦ КП разработана методика учета детей с отклонениями в развитии, создан автоматизированный банк данных о детях, об их нуждах и объеме помощи, решены частные задачи методического обеспечения диагностики ряда отклонений в развитии у младенцев, детей дошкольного и младшего школьного возраста. По итогам исследований центра предложены основные принципы организации системы раннего вмешательства в условиях Казахстана. Созданы базисные методики для организации служб раннего вмешательства в нарушенное развитие детей с учетом особенностей Республики Казахстан, проведены научные исследования по проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в специальных организация.

В настоящее время ведется разработка теоретических и методических основ включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.

Результатом проведения научно-исследовательских работ в 2015 году стали 16 методических разработок:

 

099 БЮДЖЕТНАЯ ПРОГРАММА: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Задача: Усовершенствование методологического и учебно-методического обеспечения процесса коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и внедрение информационных технологий в специальное образование. Мониторинг деятельности специального образования (учебно-методическое обеспечение, мониторинг деятельности КППК, РЦ).

Отделом информационно-методического обеспечения проведены мониторинги: кадрового обеспечения специальных организаций образования; деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) и реабилитационных центров (РЦ) республики; мониторинг обеспеченности специальных школ для детей с нарушением зрения (незрячих, слабовидящих) учебной литературой. Статистический учет специальных организаций образования.

Ежегодно разрабатываются 3 методические рекомендации по обеспечению процесса обучения детей с ограниченными возможностями.

 

222 БЮДЖЕТНАЯ ПРОГРАММА: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Задача: Совершенствование профессиональных компетенций специалистов (педагогов дефектологов, психологов, логопедов), имеющих профильное образование и присвоенную профессиональную квалификацию.

В рамках реализации 222 бюджетной программы ежегодно проводятся 13-14 курсов повышения квалификации педагогов специальных организаций, с охватом слушателей до 320 человек.

За период с 2013-2015гг. проведено 41 курс. Сертификаты о прохождении курсов и повышении квалификации получили более 1000 слушателей из разных регионов республики. Категории слушателей: сурдопедагоги специальных организаций образования, социальные педагоги, психологи, дефектологи, работающие с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (КППК, РЦ), логопеды кабинетов коррекции и реабилитационных центров, специалисты ПМПК и др.





Опросы

Оцените новый дизайн сайта

Очень понравился
Неплохо
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился
Результаты

Наш адрес

050008, Республика Казахстан,
г. Алматы,
ул. Байзакова 273 "А"

тел. (7 727) 394-43-18
тел./ факс: (7 727) 394-45-17
e-mail: nnpckp@mail.ru
           nnpckp@mail.kz