Вопросы-ответы

Вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какими нормативно-правовыми актами регулируется обучение детей на дому в РК?

Ответ: Обучение на дому в РК регулируется следующими нормативно-правовыми актами: 1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» 2. Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-II «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2018г) 3. Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 «Об утверждении Типовых правил деятельности организации образования соответствующих типов». 4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 5 мая 2015 года № 321 «Об утверждении Положения о деятельности врачебно-консультативной комиссии». 5. Стандарт государственной услуги «Прием документов для организации индивидуального бесплатного обучения на дому детей, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования» (Приложение № 4 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля 2015 года № 174 6. Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 39 «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» 7. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.04.2019г). 8. Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования (Приказ МОН Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 66). 9. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования. Приказ МОН Республики Казахстан от 16 июня 2017 года № 265 . 10. Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 70)


Вопрос: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, дети, посещающие старшую группу коррекционного детского сада и достигшие к 1 сентября 6 лет, должны идти в 0 класс или в 1 класс? Предшкольную подготовку они не прошли, так как подготовительные группы в коррекционных садах убрали. По закону дети должны поступать в 1 класс, пройдя предшкольную подготовку. Как и где ее можно пройти детям с особыми образовательными потребностями?


Ответ: В законе РК «Об образовании» в апреле 2016 года внесены поправки, и теперь согласно статье 30 «Дошкольное воспитание и обучение»: дошкольное воспитание детей до шести лет осуществляется в семье или с одного года до шести лет в дошкольных организациях. Поправка действует с 1 января 2019 года.В нулевой класс (так называемая предшкола) принимают детей с пяти или шести лет. 
Если ребенок к 1 сентября достиг шести (семи) лет, он обязан идти в школу. Однако, если вы считаете, что малыш в этом возрасте еще не готов сесть за парту (речь идет о психологической и физиологической готовности, а не об умении читать и писать) или Ваш ребенок с особыми образовательными потребностями, то потребуется заключение психолого-медико -педагогической консультации (ПМПК). по месту жительства

 

Вопрос: Уважаемые!  Прошу Вас  дать мне ответ , примите ли Вы  ребенка с диагнозом  "аутизм" , ему 3 года и насколько  правильно поставлен диагноз я не уверена. Ребенок до сих пор не разговаривает и с недавних пор  стал  нервным, если его что-то  раздражает  он   становится агрессивным. Прошу Вас  разъяснить на каких условиях Вы принимаете детей, можно ли  попасть к Вам по порталу?


Ответ: Здравствуйте! ГУ "Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики" (ННПЦ КП) является подведомственным учреждением Министерства образования и науки РК, поэтому услугу по порталу вы получить не сможете. Комплексную психолого-педагогическую помощь оказывает Реабилитационный центр (РЦ) при ННПЦ КП. Комплектование контингента детей в РЦ происходит на основании Заключения Республиканской психолого-медико-педагогической консультации. На прием в Республиканскую ПМПК можно записаться по телефонам 394-45-07 и 394-45-15. Все подробности вы можете узнать на нашем сайте http://special-edu.kz.

 
Вопрос: Здравствуйте! Какое количество детей с нарушениями зрения на сегодняшний день в Казахстане? В каких образовательных учреждениях они получают коррекционную поддержку?
 
Ответ: На 2018 года по данным районных, городских и областных психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) в Казахстане зарегистрировано детей с нарушением зрения 9037, из них школьного возраста составляет 6240 детей (6,4%), детей дошкольного возраста – 2797 (5,6%). Всего незрячих – 380, слабовидящих – 8657 детей.
На 01.01.2018г в системе МОН РК для детей с нарушением зрения функционируют - 11 специальных школ-интернатов, 8 специальных детских садов и 1 комплекс «школа-сад».
Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением зрения оказывается в 13 реабилитационных центрах (РЦ) и 176 кабинетах психолого-педагогической коррекции (КППК).

Вопрос: Часто ставится вопрос о нехватке тифлопедагогов и сурдопедагогов в регионах. Что делается для обеспечения кадрового состава?

Ответ: За период 2015-2018гг в 4 раза увеличен госзаказ по специальности «Дефектология». Специальность «Дефектология» включает в себя несколько специализаций: тифло-,сурдо-,олигофренопедагогику, специальную психологию. С 2007 года в КазНПУ имени Абая ежегодно выпускаются специалисты направления «Тифлопедагогика» (от 5 до 12 человек).  C 1990 г – специалисты направления «Сурдопедагогика» (более 10 человек). Студенты самостоятельно выбирают специализацию и образовательную траекторию, а значит увеличить госзаказ узкоспециализировано не представляется возможным.

Вопрос: Добрый день! По каким учебникам обучаются слабовидящие дети? И как можно заказать учебник для ребенка, обучающегося на дому?

Ответ: Дети с нарушениями зрения обучаются по двум видам учебников: незрячие – с рельефно-точечным шрифтом (шрифтом Брайля), слабовидящие – с укрупненным шрифтом. С 2016 года по заказу МОН РК государственное учреждение «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» координирует и мониторирует разработку (адаптацию) учебников для незрячих детей рельефно-точечным шрифтом, укрупненным шрифтом для слабовидящих детей путем проведения госзакупов. В настоящее время адаптированы и изданы учебники 0,1,2,5 –х классов рельефно-точечным шрифтом Брайля и укрупненным шрифтом для слабовидящих.
Чтобы получить нужный учебник, родителям необходимо написать заявление в школу. Администрация школы должна подать заявку на получение учебников в Управление образования вашего региона.

Вопрос: Здравствуйте. По какой программе обучаются неслышащие и слабослышащие дети?

Ответ: Содержание обучения детей с нарушениями слуха реализуется в соответствии с Типовым учебным планом (обновленного содержания) начального и основного среднего образования для учащихся с ограниченными возможностями, утвержденным Приказом МОН РК №422 от 18 августа 2017 г.
Не слышащие и слабослышащие дети обучаются дифференцированно с учетом уровня слухового восприятия и развития речи. Если ребенок с нарушением слуха в силу познавательных возможностей не усваивает типовую учебную программу, он обучается по индивидуальной программе или специальной программе, которая не предусматривает цензового образования (не усваивают ГОСО).
     
 
Вопрос: Добрый день, интересует следующий вопрос: должны ли проводиться коррекционные (логопедические) по ЗРР занятия в инклюзивном (коррекционной) классе при обычной школе?

Надеюсь на оперативный ответ

 

Ответ: Отвечая на ваш вопрос, сообщаем следующее: На основании Постановления Правительства РК от 17 мая 2013 года № 499, с учетом интересов родителей или иных законных представителей обучающихся и по согласованию с местными органами управления образования, в организациях образования могут открываться инклюзивные классы. Зачисления в эти классы осуществляется на основании Заключения Психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Если, согласно Заключению ПМПК, ребенок нуждается в логопедической помощи, то данная услуга оказывается ребенку по месту обучения.


Вопрос: Добрый день! Я, мама ребенка - учащегося во 2 классе общеобразовательной школы №4 г.Аксай, ЗКО, индивидуальное обучение на дому. Диагноз - афакия. У нас слабое зрение обоих глаз. Те учебники которые нам выдают в школе не соответствуют его потребностям. Учебники содержат очень мелкий шрифт, и ему тяжело читать.
На вашем сайте я нашла литературу с укрупненными картинками и заданиями. Как мы можем получить такие учебники за 1 и 2 класс? Мы также получаем дополнительные уроки репетитора касающееся повторения и закрепления 1 класса, хотели бы также получить и их.
Пример:
Математика: Учебник для специальной школы для
детей с нарушением
интеллекта. 1-класс. Часть 1. /
Р. А. Сулейменова, И. Г. Елисеева, Ш. Ж. Карипжанова.
– Алматы: ТОО «Центр САТР», 2018. – 108 с.

Ответ: Здравствуйте! Для начала хотелось бы уточнить, на основании какого заключения ваш ребенок обучается на дому. Диагноз "Афакия" не является основанием для данной формы обучения.
Для того,чтобы получить учебник  1 класса ( для специальной школы для детей с нарушением зрения ), вам необходимо обратиться к администрации вашей школы. Школа должна сделать запрос в Управление Образования о предоставлении данного типа учебников, согласно " Перечню учебников и учебно-методических комплексов для 1-2 классов ". Основанием является Приказ за № 192 от 03.05.2018г " О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 27.09.2013 г. № 400 " Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях". Учебники для 2 и 5 классов будут доступны в следующем учебном году.


Вопрос: Добрый день! Планируется ли включение специальных педагогов специальных организаций образования, например, кабинетов психолого-педагогической коррекции, в новый формат проведения аттестации 2018 года? Если планируется, то по какому блоку предполагается проведение национального квалификационного тестирования для специальных педагогов?

Ответ: аттестация педагогов, в т.ч педагогов специальных организаций образования проводится согласно Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, и иных гражданских служащих в сфере образования и науки»
П.29. Педагогические работники специальных организаций образования и специальных классов (групп) проходят аттестацию по специальности, указанной в дипломе об образовании.
       В случае ведения деятельности в специальных организациях образования или специальных классах (групп) не по специальности, указанной в дипломе об образовании, аттестация проводится по занимаемой должности на основании сертификата, полученного в результате прохождения ими курсов повышения квалификации и переподготовки в организациях образования.
П. 30. Педагогические работники, преподающие в специальных организациях образования дисциплины, указанные в дипломе, аттестуются по преподаваемым дисциплинам на основании сертификата, полученного в результате ими прохождения курсов повышения квалификации и прохождения переподготовки в организациях образования.
П. 31. Аттестация педагогических работников и приравненных к ним лиц общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование, проходит в соответствии с указанной в дипломе специальностью и с учетом прохождения ими курсов повышения квалификации по дополнительным дисциплинам (специальная педагогика, специальная психология).

 

 

Вопрос: Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, нагрузка логопеда на школьном логопункте 18 астрономических или школьных (уроков) часов в неделю. Спасибо.

 

Ответ: Здравствуйте,  согласно  статье 52  Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» :
7. Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы
педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный
процесс в государственных организациях образования, устанавливается:
В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV
(см. стар. ред.); Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.)
1) 18 часов:
для организаций среднего образования и организаций образования, реализующих
образовательные программы технического и профессионального, послесреднего
образования;
для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников.
С уважением, ГУ ННПЦ КП.

 

Вопрос: Добрый вечер. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Какие документы нужны на регистрацию?

 

Ответ: Необходимо записаться на обследование в РПМПК (Республиканская психолого-медико-педагогическая консультация) по тел.3944515, 3944507 и получить направление на занятия 

 

Вопрос:

В учебном плане по работе с детьми, обучающимися на дому, есть по 2 часа коррекционных занятий, в скобках написано по мере необходимости. Как узнать, кто должен проводить занятия коррекции и в каком объеме? Если не проводить кор.занятия, не будет ли это невыполнением Госстандарта?

Ответ:
Коррекционные занятия проводит специалист, занятия с которым рекомендованы в заключении ПМПК (педагог-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог).
Если таких рекомендаций нет, то часы, отведенные на коррекционные занятия перераспределяются для проведения уроков по  общеобразовательным предметам. 

 

Вопрос:

Здравствуйте, как можно приобрести у вас книги?


Ответ:

Уважаемая Жансая! 

Книги наша организация не распространяет, можете зарегистрироваться на нашем сайте в разделе электронная библиотека и скачивать бесплатно те материалы,  которые Вас заинтересуют.

 

 

Вопрос:

 

Здравствуйте к Вам обращается группа учителей  - психологов «Кабинетов психолого-педагогической коррекции всех областей". В  данный момент от педагогов – психологов, учителей  ЛФК, социального педагога   требуют пройти  дефектологическую переподготовку, ссылаясь на типовые квалификационные характеристики педагогических работников "Учителя специальных организации образования"  должны иметь переподготовку по специальности «Дефектология». У некоторых педагогов - психологов  в дипломе во вкладыше помимо психологических дисциплин есть сдача экзаменов по основам дефектологии,  защита дипломных работ по коррекционным темам, имеем ли мы право не проходить переподготовку, а просто пройти курсы по специальности дефектология. Также для учителей ЛФК необходима  ли  переподготовка на дефектологов если у них в дипломе есть сдача экзаменов по леченой и адаптивной физкультуре а также массаж.  В связи с выше изложенным, просим дать разъяснения.
 
Ответ:
Уважаемые коллеги в ответ на ваше письмо сообщаем, что все ответы на ваши вопросы содержаться в текстовой части документа  от 27 января 2016г. приказа № 83 Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки.
20. B случае преподавания педагогом дисциплин, по которым не осуществляется профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях (далее - вуз) или организациях образования технического и профессионального, послесреднего образования, за ним сохраняется ранее полученная категория, а аттестация проводится на общих основаниях при наличии соответствующего сертификата о повышении квалификации.
      Педагогические работники специальных и специальных (коррекционных) организаций образования, специальных классов (групп) проходят аттестацию по специальности, указанной в дипломе об образовании. В случае ведения деятельности в специальных и специальных (коррекционных) организациях образования, специальных классах (групп) не по специальности, указанной в дипломе об образовании, аттестация проводится по занимаемой должности на основании сертификата, полученного в результате прохождения курсов переподготовки в организациях образования.
      Педагогические работники, преподающие в специальных (коррекционных) организациях образования дисциплины, указанные в дипломе, аттестуются по преподаваемым дисциплинам на основании сертификата, полученного в результате прохождения переподготовки в организациях образования.
      Аттестация педагогических работников общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование, проходит в соответствии с указанной в дипломе специальностью и с учетом прохождения курсов повышения квалификации по дополнительным дисциплинам (специальная педагогика, специальная психология и др.).
 

 

 

Вопрос:

Здравствуйте! Как определяют ЗПР у ребенка 7 лет, кто (психиатр,дефектолог, психолог), можно ли снять ЗПР если ребенок учиться во 2кл. общеобразовательной школы. Кто прав, психолог и врачи из поликлиники не ставят ЗПР, а ПМПК настаивает. Что мне сделать, чтобы снять ЗПР.С рождения у ребенка была задержка, но со временем все пришло в норму. Мой сын самостоятельный, сам ходит в школу, посещает кружки пения и танцев, общительный, спокойный, делает уроки сам, быстро читает, пишет хорошо, по рус.яз. и математике "3", по остальным предметам "4" и "5".
 
Ответ:
Уважаемая, Мария.
Диагноз "ЗПР" является медицинским диагнозом, который могут поставить врачи - невропатолог или психиатр. Однако  Согласно Закона РК  "О социальной и медико-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями" (III-342, от 11.07.2002г.) установление заключения о задержке психического развития или других отклонений в психическом развитии детей с целью определения типа образовательной программы входит в компетенцию психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). 
В ПМПК на основании комплексного обследования ( неврологического, психиатрического, психолого-педагогического) выносится общее заключение и рекомендации по обучению ребенка. Установление диагноза "ЗПР" важно, если в результате этого, ребенку будут созданы условия, для обучения  по программе для детей с ЗПР -  в специальном классе или учитель общеобразовательного класса будет учитывать особенности ребенка и осуществлять индивидуальный подход. Так же такой ребенок должен быть обеспечен в школе коррекционно-педагогической поддержкой педагога-дефектолога.
Если Вы не согласны с диагнозом "ЗПР", вы можете обратиться в Республиканскую ПМПК с целью проведения  экспертизы психического развития ребенка. Психолог и врачи поликлиники могут иметь свое заключение о развитии ребенка, но для решения вопросов обучения согласно законодательства РК школа принимает только заключение ПМПК.

Зав.РПМПК Ерсарина Алия Касымхановна

Республиканская психолого-медико-педагогическая 
консультация (РПМПК) 

050008, г.Алматы, ул. Байзакова, 273 А
Телефон: 8 (727) 394-45-15 (регистратура)

 
 
 
 
 
Вопрос:
 
Здравствуйте! Вас  беспокоит ГККП "Детский-сад № 39 города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями интеллекта". Мы хотели бы уточнить по поводу коррекционной работы прописанной в рабочем учебном плане для групп с нарушением интеллекта. Кем проводится (воспитателем или дефектологом), в какое время(как занятия с утра, или после обеда), с подгруппой или индивидуально, составляется ли перспективный план. И ещё, есть ли какие либо документы (постановления, правила, приказ МОН, письмо) на основании которых мы можем пользоваться (работать) по проекту программы для детей с нарушениями интеллекта. Если вы не располагаете такой информацией подскажите к кому обратится, мы уже отчаялись. Заранее благодарим за ответ.
 

 
Ответ: 
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В ответ на ваше письмо сообщаем, что все ответы на ваши вопросы содержатся в текстовой части типовых учебных программ для детей с нарушением интеллекта уровня дошкольного воспитания и обучения.  Программы разработаны и разосланы НАО им.Ы. Алтынсарина во все специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта с целью апробации. Ознакомиться с программами можно на сайте НАО. Необходимо внимательно изучить программы. В случае отсутствия интересующих моментов можете обратиться к старым программам и с учетом собственного опыта внести предложения в НАО.
 
Что касается нормативных документов, то в настоящее время действуют:
 
-  Приказ МОН РК от 19 ноября 2014 г. №479 «О внесении изменения и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 "Об утверждении типовых учебных планов дошкольного образования Республики Казахстан". Ознакомиться с нормативными документами можете на сайте ННПЦ КП в разделе "Нормативно правовая база специального и инклюзивного образования"
 

 
 
 
Вопрос:
 
Здраствуйте! Скажите пжл каков перечень документов должен быть у классного руководителя и учителей предметников в коррекционных классах.
 
Ответ:
 
Уважаемая Бибигуль Бейсенбековна на ваш вопрос сообщаю, если вы работаете в общеобразовательной школе, где есть коррекционные классы, то вы опираетесь на  "Инструктивно методическое письмо на начало 2015-2016 года- (стр -166, также в конце этого документа расписаны перечни всех документов на которые вы можете опираться.)  ТУПЫ и учебные программы. Перечисленные документы вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе Нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования.
 
 
 
 
Вопрос:
 
Здравствуйте я хочу подать заявку на курсы повышению квалификации как можно это сделать ?
 
Ответ:
 
Здравствуйте! Разнарядка на количество участников по городам и областям указывается в информационном письме рассылаемом ННПЦКП для городских и областных правлений образования. Они, в свою очередь, информируют подведомственные организации. Вы должны знать, что мы обслуживаем только организации специального образования, или организации общего образования в составе которых есть специальные (коррекционные) группы. Основанием для зачисления слушателей на курсы повышения квалификации является заявка от вашей организации на фирменном бланке с печатью и росписью ответственного лица. Курсы повышения квалификации организованные ННПЦ КП по программе 023 бесплатные для всех участников.
 

 
Вопрос:
Здравствуйте! Вас беспокоит ГККП "Детский-сад № 39 города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями интеллекта"". Мы хотели бы уточнить, к проекту программы есть система оценки и измерения качества достижения детей (или индикаторы), или можно пользоваться своей?И ещё, есть ли какие либо документы (постановления, правила, приказ МОН, письмо) на основании которых мы можем пользоваться (работать) по проекту программы для детей с нарушениями интеллекта. Заранее благодарим за ответ.
Ответ:
Система оценки и измерения качества достижения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта разработана ННПЦ КП в 2012 году.
 

Опросы

Сайттың жаңа дизайнын бағалаңыз

Өте ұнады
Жаман емес
Қанағаттанарлық, дегенмен ...
Бұдан жақсысын да көргенмін
Мүлдем ұнамады
Результаты

Наш адрес

050008, Республика Казахстан,
г. Алматы,
ул. Байзакова 273 "А"

тел. (7 727) 394-43-18
тел./ факс: (7 727) 394-45-17
e-mail: nnpckp@mail.ru
           nnpckp@mail.kz