Отчет о курсах повышения квалификации логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

Тема: «Организация и содержание логопедической работы на дошкольном логопедическом пункте»

(72 часа)

Время проведения: с 6 по 15 июня, 2016 года

 

Куратор курсов: Пашигорева Ирина Владимировна

Цель курсов: познакомить логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи с организацией и содержанием логопедической работы на дошкольном логопедическом пункте; с нормативно - правовой базой, регламентирующей работу логопедов логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи в Республике Казахстан; раскрыть современные практические подходы логопедического воздействия на нарушения речи у дошкольников, в том числе: с аутическими проявлениями и после кохлеарной имплантации; на практике научить использовать в логопедической работе современные компьютерные технологии по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии; познакомить с едиными требованиями к документации логопеда дошкольного логопункта в РК.

Категории слушателей: логопеды дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

Количественный состав слушателей, прибывших на курсы – 29 человек

 

Сведения о составе группы слушателей

Прибыли из следующих регионов:

Акмолинская область - 3

Алматинская область – 2

Кызылординская область – 2

Западно-Казахстанская область -2

Костанайская область -1

Северо-Казахстанская область – 4

Южно-Казахстанская область – 1

Карагандинская область - 1

Павлодарская область – 3

Актюбинская область-2

Жамбылская область-2

г. Астана – 2

г. Алматы – 4

 

Отчет о курсах повышения квалификации логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

 


 

Выполнение учебно-тематического плана: учебно-тематический курс, рассчитанный на 72 часа, выполнен полностью.


На курсах слушатели были ознакомлены с организацией и содержанием логопедической работы на дошкольном логопедическом пункте; с нормативно - правовой базой, регламентирующей работу логопедов логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи в Республике Казахстан; были раскрыты современные практические подходы логопедического воздействия на нарушения речи у дошкольников, в том числе: с аутическими проявлениями и после кохлеарной имплантации; в ходе лабораторно-практических занятий научились на практике использовать в логопедической работе современные компьютерные технологии дистанционного обучения по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии; познакомились с едиными требованиями к документации логопеда дошкольного логопункта в РК.


Содержание практической части было направлено на закрепление полученных на лекционных занятиях знаний о подходе к методике коррекционной работы и логопедического воздействия при ринолалии, дизартрии и с детьми с общим недоразвитием речи, о Программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР, о современных требованиях к документации логопеда специальной дошкольной организации и дошкольного логопедического пункта, о планировании работы логопеда с позиции определения целевых ориентиров в специальных дошкольных организациях для детей с тяжелыми нарушениями речи и дошкольных логопедических пунктах.


Преподаватели стремились сформировать у слушателей осознание важности системы специального дошкольного образования в Республике Казахстан на современном этапе при организации и проведении коррекционной работы и логопедического воздействия при ринолалии, дизартрии и общем недоразвитии речи, а также особая роль отводилась тому, что каждый логопед должен четко знать не только теорию, но и методически грамотно выстраивать весь комплекс логопедической работы с учетом современных требований и соблюдением индивидуального подхода к каждому ребенку. Преподаватели обращали внимание на возросшие требования к профессиональным качествам специалистов и владение ими современными компьютерными технологиями, в том числе дистанционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Отчет о курсах повышения квалификации логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

 

Были проведены следующие лекции (52 часа):

Тема №1. «Современные подходы к организации логопедической работы логопедов логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи в Республике Казахстан» – 6 часов.

Лектор: Грушевская М.С. – к.п.н., профессор

Тема № 2.«Нормативная правовая база, регламентирующая работу логопедов логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи в Республике Казахстан» (беседа с юристом - консультантом) – 4 часа

Лектор: Грушевская М.С. – к.п.н., профессор

Тема №3. «Организация и содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи» - 4 часа

Лектор: Пашигорева И.В. – младший научный сотрудник лаборатории специального дошкольного образования ННПЦ КП РК

Тема №4. «Документация логопеда дошкольного логопункта. Логопедическое обследование: заполнение речевой карты» - 4 часа

Лектор: Пашигорева И.В. – младший научный сотрудник лаборатории специального дошкольного образования ННПЦ КП РК


Отчет о курсах повышения квалификации логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

 

 

Тема №5.«Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста с ринолалией: индивидуальная и групповая работа» - 8 часов

Лектор: Коржова Г.М. – к.п.н., профессор

Тема №6. «Пути повышения эффективности коррекционной индивидуальной работы и методов логопедического воздействия при дизартрии» - 8 часов

Лектор: Ибатова Г.Б. – старший научный сотрудник ННПЦ КП РК

Тема №7. «Общее недоразвитие речи: пути повышения эффективности коррекционной индивидуальной работы и методов логопедического воздействия» - 8 часов

Лектор: Грушевская М.С. – к.п.н., профессор

Тема №8. «Обучение основам грамоты и подготовка руки к письму дошкольников с ОНР: предупреждение дисграфии и дислексии.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи: методика индивидуальной работы по исправлению звукопроизношения и формированию фонематического слуха» - 8 часов

Лектор: Грушевская М.С. – к.п.н., профессор

Тема №9. «Использование информационных и простых развивающих технологий в работе логопеда на дошкольном логопедическом пункте» - 2 часа

Лектор: Яковлев В.А. – научный сотрудник ННПЦ КП РК

Тема №10. «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с аутизмом и детей после кохлеарной имплантации с нарушениями речи в условиях дошкольного логопункта» - 4 часа

Лектор: Пашигорева И.В. – младший научный сотрудник лаборатории специального дошкольного образования ННПЦ КП РК


Оказание комплексной помощи детям с аутизмом и детям после кохлеарной имплантации дошкольного возраста, разработка и составление индивидуальных развивающих программ обучения детей с данной патологией, консультирование и обучение родителей по вопросам воспитания и обучения детей с аутизмом и детей после кохлеарной имплантации. Методы и приемы оказания помощи. Конечная цель: не только подготовить дошкольника данной категории нарушений к дальнейшему школьному обучению, но и адаптировать ребенка к успешной социализации в обществе, включить его в единую среду речевого общения со сверстниками и взрослыми.

Был представлен зарубежный опыт психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами. Также определено состояние и проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с КИ в РК. На данный момент не существует единого подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста в условиях специальных дошкольных организациях для детей с ТНР и логопедических пунктах в Республике Казахстан. Дети с КИ поступают в дошкольные организации для детей с ТНР без определения целей и задач психолого-педагогического сопровождения в условиях детского сада, основная роль которой отводится учителю-логопеду, без участия сурдопедагога. Поэтому необходимо разработать организацию и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с кохлеарным имплантом в детском саду для детей с ТНР, определить критерии для составления характеристик детей дошкольного возраста с КИ, изучить состав детей дошкольного возраста с КИ по уровням речевого развития и времени проведения реабилитации и определить направление логопедической работы с данной категорией дошкольников.


Педагогическая реабилитация детей с кохлеарными имплантами предполагает целый комплекс различных мероприятий, объединяющих специалистов разного профиля. Это довольно длительный и сложный процесс, требующий наряду с проведением хирургических операций государственной поддержки. Ведь педагогическая реабилитация работает на перспективу по улучшению качества жизни детей с нарушениями слуха, что отвечает стратегическим задачам Республики Казахстан в области дошкольного образования и социальной политики.

Эффективность педагогической реабилитации детей с кохлеарными имплантами определяется созданием благоприятных условий, обеспечивающих адаптацию к окружающей слухоречевой среде и способствующих интеграции в общество. Большой объем научных исследований и методических разработок в области кохлеарной имплантации служит серьезным подспорьем в организации педагогической реабилитации на должном уровне. В связи с этим вопросы, касающиеся грамотного и умелого применения на практике специальных знаний, обусловливают актуальность их изучения в контексте моделирования психолого-педагогического сопровождения детей с кохлеарными имплантами в специальных дошкольный организациях образования для детей с нарушениями речи.

Организуя процесс психолого-педагогического сопровождения детей с КИ, приходится отталкиваться от имеющегося типа дошкольного образовательного учреждения и профессиональной подготовки специалистов, которые там работают. Нельзя говорить о каком-то одном специалисте. У детей с КИ, как правило, в легкой или значительной степени нарушены не только слуховое восприятие, но и произвольное внимание, слухоречевая память, речевое развитие, в слухоречевом развитии он значительно отстает в развитии от слышащих сверстников. Для того, чтобы психолого-педагогическое сопровождение было результативным, необходимо сочетать занятия со специалистами из разных областей, то есть заниматься комплексной реабилитацией ребенка после КИ.


Сурдопедагогглавным образом обращает внимание на развитие слуха, формирование пассивного словаря, развитие понимания речи.

Логопеддолжен перевести полученные навыки в активное пользование, работать над развитием связной речи и лексико-грамматических категорий языка.

Дефектологдолжен заниматься развитием внимания, памяти, мышления ребенка, его мелкой и крупной моторики.

Психологпоможет ребенку с КИ и его родителям лучше понимать друг друга, выявит подсознательные страхи и поможет побороть их, научит выражать свои чувства и эмоции, понять свое отношение к окружающему миру.

Психолого-педагогическая реабилитация ребенка должна сопровождаться медицинским контролем со стороны психоневролога, так как у детей с КИ часто наблюдаются сопутствующие нарушения центральной нервной системы.


Психолого-педагогическое сопровождение должно включать следующие компоненты:

- настройка речевого процессора кохлеарного импланта;

- развитие слухового восприятия и речи;

- общее развитие ребенка;

- психологическая помощь ребенку и его семье.


Программа по сопровождению для каждого ребенка, должна разрабатываться на основе результатов первичной диагностики, состоящей из следующих разделов:

• развитие слухового восприятия и речи,

• формирование произношения,

• сенсомоторное развитие и продуктивная деятельность.


Цель реабилитационных занятий - развитие слухоречевого поведения детей с кохлеарным имплантом с помощью речевого процессора. Обучение ребенка восприятию, различению, опознаванию и распознаванию окружающих звуков, понимание их значения и использование этого опыта для развития речи.

Задачи, которые решаются в процессе абилитации:

·обучение восприятию звуковых ощущений с помощью речевого процессора;

·формирование видов речевой деятельности: говорение, слушание;

·формирование звукопроизносительных навыков;

·развитие восприятия звуковых сигналов;

·развитие крупной и мелкой моторики;

·формирование элементарных математических представлений, представления об окружающем мире, общих когнитивные навыков, внимания и др.

Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Он должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств общения. Цель этих занятий - овладение значением слов и накопление импрессивного словаря с активным вовлечением слухового анализатора. Для развития лексико-грамматических представлений использовались следующие лексические темы: «Игрушки», «Фрукты», «Времена года», «Одежда», «Обувь» и т.д.

Большое место должно отводиться здоровью и охранительному режиму. После такой сложной операции практически у всех детей есть неврологические нарушения разной степени выраженности. Дети с КИ могут отличаться повышенной возбудимостью, частой сменой настроения, могут постоянно отвлекаться на окружающие предметы.


Практические занятия в организациях образования: для слушателей курсов проводились лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) -20 часов.

Просмотр подгрупповой специальной коррекционной учебной деятельности (СКУД) с детьми с речевыми нарушениями

на базе КГУ «Коррекционный я/с № 66

для детей с тяжелыми нарушениями речи», г. Алматы

Средняя группа

1.Образовательная область «Коммуникация»,

раздел «Развитие речи. Произношение (Звуковая культура речи)»

тема: «Звуки вокруг нас».

С использованием сюрпризного момента (гость Волшебник из Страны Звуков), игровых ситуаций, экспериментальной деятельности в процессе различения речевых и неречевых звуков.

Учитель – логопед высшей категории высшего уровня:

Полухина Раиса Ильинична

Воспитатель первой категории высшего уровня:

Назарова Рукиям Зейнавдуновна


 

Отчет о курсах повышения квалификации логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

 

Средняя группа

1.Образовательная область «Коммуникация»,

раздел «Развитие речи. Произношение (Звуковая культура речи)»

тема: «Д/и «Помоги Незнайке сшить платье»».

С использованием современных технологий: интерактивной доски, фланелеграфа, подарочной упаковки и сшитого платья. Данная СКУД является составной частью, разработанного логопедами я/с №66 города Алматы, комплекса занятий с использованием интерактивной доски по блоку лексических тем и по блоку произношения звуков (по слайдам) для детей с ОНР 2 уровня.

Учитель – логопед второй категории высшего уровня:

Куйкабаева Кенжетай Бекеновна

 

Отчет о курсах повышения квалификации логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

 

 

Подготовительная группа с казахским языком обучения

1.Образовательная область «Коммуникация»,

раздел «Основы грамоты и подготовка руки к письму»

тема: ««Ә, ә» әрпінің таңбасы мен таныстыру және «Әмір» «әтеш» сөздеріне сөздік дыбыстық талдау жасату»

Бала показана СКУД с использованием адаптированной методики Журовой по обучению детей с нарушениями речи на казахском языке, впервые слушатели имели возможность познакомиться с методом ЗБАС двух слов и знакомством с буквой, а также увидели разнообразные приемы, направленные на формирование графо-моторных навыков.

Учитель – логопед второй категории высшего уровня:

Сагымбаева Гульнара Кадырбеккызы
 

Отчет о курсах повышения квалификации логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

 

Подготовительная группа

1.Образовательная область «Коммуникация»,

раздел «Основы грамоты и подготовка руки к письму»

тема: «Летний сюрприз: ЗБАС «букет»»

Учитель – логопед второй категории высшего уровня:

Рамазанова Салтанат Туйгыновна

Воспитатель второй категории высшего уровня:

Тәшім Бақыт Ермекқызы

 
 

Отчет о курсах повышения квалификации логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

 

После просмотра СКУД со слушателями проводилась следующая работа:

а) анализ просмотренных коррекционных СКУД.

б) знакомство с оборудованием логопедических кабинетов.

в) просмотр образцов логопедической документации.

В своих отзывах слушатели отметили высокий уровень профессионализма специалистов, проводивших занятия, а также современный подход к методике логопедической работы, особенно их заинтересовал комплекс занятий с использованием интерактивной доски по блоку лексических тем и по блоку произношения звуков.

В процессе ЛПЗ на базе я/с №66, г.Алматы слушатели познакомились с коучингом, в котором приняли активное участие. Коучинг на знания в области логопедии вызвал интерес и познакомил слушателей с современным использованием технологий проведения педагогических советов и совещаний. Данный опыт работы слушатели пожелали перенять с целью использования в своей педагогической практике.

1.Коучинг на знания в области логопедии

Учитель – логопед первой категории высшего уровня:

Амандавлетова Светлана Николаевна

Отчет о курсах повышения квалификации логопедов дошкольных логопедических пунктов и специальных дошкольных организаций образования для детей с нарушениями речи

 

Использование интерактивных методов обучения: в ходе лабораторно-практических и лекционных занятий использовались интерактивные методы:

- просмотр видеозаписи индивидуальной специальной коррекционной деятельности с ребенком дизартриком в ННПЦ КП РК, г. Алматы ;

- «Мозговой штурм» (тема: «Информационные и коммуникационные технологии в дошкольном образовании»);

- коучинг «Я - логопед»;

-методика дистанционного обучения.


 

Использование аудио/видео, мультимедийного оборудования: использовалось мультимедийное оборудование (интерактивная доска), пауэр-пойнт презентации сопровождали лекции по плановым темам.


Национальный практический Центр коррекционной педагогики Республики Казахстан желает Вам успехов в логопедической работе и надеется на дальнейшее сотрудничество в целях повышения Вашего профессионального мастерства и педагогического роста.

До встречи на следующих курсах!



Опросы

Сайттың жаңа дизайнын бағалаңыз

Өте ұнады
Жаман емес
Қанағаттанарлық, дегенмен ...
Бұдан жақсысын да көргенмін
Мүлдем ұнамады
Результаты

Наш адрес

050008, Республика Казахстан,
г. Алматы,
ул. Байзакова 273 "А"

тел. (7 727) 394-43-18
тел./ факс: (7 727) 394-45-17
e-mail: nnpckp@mail.ru
           nnpckp@mail.kz