Page 79 - Методические рекомендации Джангельдинова З.Б.
P. 79
ЗАключЕНИЕ
В исследованиях вопросов коррекции и абилитации детей с аутиз-
мом подчеркивается важность системного и комплексного подхода, ко-
торый включает в себя не только работу с ребенком, но и включение его
семьи. При этом основной акцент делается на обучении родителей уме-
нию конструктивно взаимодействовать с ребенком через научения их
разным методам и способам общения с ребенком. Однако необходимо
отметить, что специалисты, порой забывают, что родителям необходима
помощь иного характера, связанная с эмоциональными переживаниями
(страхом, тревогой) и т.д. будущего ребенка и с их собственными жиз-
ненными перспективами.
Растерянность, шок, отсутствие четких представлений о будущем не
способствуют быстрому принятию мер по организации необходимой
помощи ребенку с аутизмом. Длительность периода выхода из данного
состояния связана со многими причинами (включая личностные осо-
бенности родителей). Но, часто для совершенно разных людей необхо-
дима группа взаимопомощи, которая может помочь справиться со своим
страхом, трудностями, связанными с принятием ситуации, пониманием
особенностей ребенка, социальной изоляцией, изменением расстановок
внутри семьи и т.д.
Поэтому представляется перспективным разработка такой техноло-
гии психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей
с аутизмом, которая могла эффективно и комплексно оказывать помощь
этим семьям. В рамках прикладных исследований нами была проведена
разработка комплексных программ психолого-педагогической помощи
семье, воспитывающей ребенка с аутизмом, результаты которой, позво-
лили составить данные методические рекомендации. Основной акций
сделан на создании групп в взаимопомощи как объединения родителей,
воспитывающих ребенка с аутизмом, позволяющая решать следующие
задачи:
• адекватное восприятие родителями своего ребенка: важно отойти от
понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;
• благоприятный микроклимат в семье для максимального раскры-
тия имеющихся у ребенка личностных ресурсов;
• партнерские взаимоотношения родителей с организациями, реали-
зующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опы-
том;
• личностное и социальное развитие родителей, формирование на-
выков социальной активности и конструктивности поведения.
79