Page 19 - Методические рекомендаци Егорова Е.В., Аханова Ж.Б.
P. 19

2)   Жетонная система подкрепления.
            Жетонная  система  подкрепления  –  стратегия,  в  которой  применяется
          принцип положительного подкрепления и принцип применения отдаленно-
          го подкрепления и генерализованного подкрепления. Жетоном может быть
          любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик
          и так далее), который выдается за желательное поведение. Подкрепляется
          определенное поведение, определенная реакция, которую мы хотим под-
          держивать. За каждое проявление поведения дается жетон. После того как
          ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет об-
          менять их на отсроченное поощрение (например, на конфету, игрушку или
          совместную игру).
            Этапы применения жетонной системы подкреплений:
            1.   Выбор жетонов.
            2.   Определение целевого поведения и правил.
            3.   Отбор отсроченных подкреплений.
            4.   Определение «обменного курса».
            5.   Описание порядка и времени обмена.
            6.   Испытание системы.
            3)   Подсказки.
            Подсказки используется при обучении новым навыкам и для поддер-
          жания уже освоенных навыков. Подсказки помогают ребенку понять, что
          от него ожидают, помогают ребенку выбрать правильный ответ. Подсказки
          могут быть одинаково полезны при обучении лиц как с особыми потребно-
          стями, так и нормотипичных детей.
            Примеры из обычной жизни: инструкции по сбору мебели, установле-
          ние программы в компьютере, кулинарные рецепты и другие.
            Подсказки существуют двух видов, со стороны поведений (подсказки
          реакции) и со стороны инструкции (стимульные подсказки).
            Подсказки реакции (подсказки со стороны поведения) — это помощь
          во время реакции на инструкцию. Это может быть: физическая (полная,
          частичная), вербальная (вокальные, невокальные – картинки, знаки, напи-
          санные слова, жесты), моделирование.
            Физическая подсказка – это предоставление инструктором физического
          контакта для того, чтобы направлять действия учащегося на протяжении
          всей целевой деятельности. Например, учитель просит учащегося: «Пох-
          лопай в ладоши». Затем учитель дает учащемуся подсказку, держа его руки
          в своих руках и управляя руками учащегося на протяжении всего процесса
          хлопания в ладоши.
            Частичная  физическая  подсказка.  Учитель  предоставляет  учащемуся
          некоторую помощь, управляя действиями учащегося на протяжении части
          целевой деятельности. Например, учитель просит учащегося: «Похлопай

                                                                        19
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24