Page 19 - Методические рекомендаци Егорова Е.В., Аханова Ж.Б.
P. 19
2) Жетонная система подкрепления.
Жетонная система подкрепления – стратегия, в которой применяется
принцип положительного подкрепления и принцип применения отдаленно-
го подкрепления и генерализованного подкрепления. Жетоном может быть
любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик
и так далее), который выдается за желательное поведение. Подкрепляется
определенное поведение, определенная реакция, которую мы хотим под-
держивать. За каждое проявление поведения дается жетон. После того как
ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет об-
менять их на отсроченное поощрение (например, на конфету, игрушку или
совместную игру).
Этапы применения жетонной системы подкреплений:
1. Выбор жетонов.
2. Определение целевого поведения и правил.
3. Отбор отсроченных подкреплений.
4. Определение «обменного курса».
5. Описание порядка и времени обмена.
6. Испытание системы.
3) Подсказки.
Подсказки используется при обучении новым навыкам и для поддер-
жания уже освоенных навыков. Подсказки помогают ребенку понять, что
от него ожидают, помогают ребенку выбрать правильный ответ. Подсказки
могут быть одинаково полезны при обучении лиц как с особыми потребно-
стями, так и нормотипичных детей.
Примеры из обычной жизни: инструкции по сбору мебели, установле-
ние программы в компьютере, кулинарные рецепты и другие.
Подсказки существуют двух видов, со стороны поведений (подсказки
реакции) и со стороны инструкции (стимульные подсказки).
Подсказки реакции (подсказки со стороны поведения) — это помощь
во время реакции на инструкцию. Это может быть: физическая (полная,
частичная), вербальная (вокальные, невокальные – картинки, знаки, напи-
санные слова, жесты), моделирование.
Физическая подсказка – это предоставление инструктором физического
контакта для того, чтобы направлять действия учащегося на протяжении
всей целевой деятельности. Например, учитель просит учащегося: «Пох-
лопай в ладоши». Затем учитель дает учащемуся подсказку, держа его руки
в своих руках и управляя руками учащегося на протяжении всего процесса
хлопания в ладоши.
Частичная физическая подсказка. Учитель предоставляет учащемуся
некоторую помощь, управляя действиями учащегося на протяжении части
целевой деятельности. Например, учитель просит учащегося: «Похлопай
19