Page 20 - Методические рекомендаци Егорова Е.В., Аханова Ж.Б.
P. 20
в ладоши». Затем он предоставляет ребенку подсказку, слегка прикасаясь
к обеим рукам учащегося и подталкивая руки учащегося по направлению
друг к другу.
Полная вербальная подсказка. Инструктор дает учащемуся полный уст-
ный ответ на только что заданный вопрос. Например, учитель спрашивает
учащегося: «Какой день наступает после четверга?», а затем дает ребенку
подсказку, отвечая: «Пятница».
Частичная вербальная подсказка. Учитель предоставляет учащемуся
часть ответа на заданный вопрос или же просто произносит первую «фо-
нему» или звук». Например, учитель спрашивает ребенка: «Какой день на-
ступает после четверга?», а затем дает ребенку подсказку, сказав: «Пя…».
Текстуальная или письменная подсказка. Может быть организована в
виде перечня или какого-либо другого вида письменной инструкции. На-
пример, учитель просит учащегося: «Выполни свои ежедневные задания».
Затем учитель дает подсказку, предоставив ребенку письменный чеклист
задач, которые ему необходимо выполнить.
Визуальная подсказка. Визуальные подсказки могут включать в себя
видео, фотографии или рисунки на бумаге, доске или электронном устрой-
стве. Например, инструктор просит ученика: «Похлопай в ладоши», а затем
предоставляет ему подсказку, включив видео, на котором человек хлопает
в ладоши».
Стимульные подсказки (подсказки со стороны инструкции) — это как
правило коррекция материала или изменение самой инструкции для дости-
жения правильной реакции. Например, это может быть: расположение ма-
териала; особые слова в инструкции, кодирование карточки дополнитель-
ным стимулом (не рекомендуется, так как от этой подсказки формируется
сильная зависимость и на сегодняшний день не существует способа ухода
от данного вида подсказки).
Позиционные подсказки. Данный тип подсказки предполагает, что ин-
структор размещает объект для правильной реакции ближе к учащемуся.
Пример: инструктор показывает ребенку три объекта – мячик, ботинок и
яблоко – а затем просит учащегося: «Покажи, что из этого ты кушаешь?».
Инструктор размещает яблоко ближе всего к учащемуся.
Существует определенная шкала интенсивности подсказок, в которой
полная физическая подсказка является наиболее сильной из подсказок.
Иерархия подсказок:
1. Полная физическая подсказка: «рука в руке», выполнение дей-
ствий вместо ребенка.
2. Частичная физическая подсказка: какие-то действия всё равно вы-
полняются в режиме «рука в руке», но ребенку позволяют делать кое-что
самостоятельно.
20