Page 25 - Методические рекомендаци Егорова Е.В., Аханова Ж.Б.
P. 25
2.4. Преодоление проблемного поведения
воспитанников/учащихся
Проблемное (нежелательное) поведение – это социально неприемлемая
форма поведения, которая затрудняет общение и обучение ребенка, пред-
ставляют опасность для ребенка и окружающих, мешает процессу адапта-
ции к школе, затрудняет интеграцию ребенка в детский сад или школу.
Наиболее распространенными видами нежелательного поведения явля-
ются: агрессия, самоагрессия, истерики, убегание, порча имущества, об-
щественно неодобряемое поведение, отсутствие реакций, необходимых для
эффективного обучения [11].
Любое поведение индивидуально, имеет определенную причину и из-
меняется во времени. Поэтому прежде чем начать работу по коррекции не-
желательного поведения необходимо проанализировать и понять причину
такого поведения.
Коррекция проблемного поведения состоит из нескольких этапов:
– выбор проблемного поведения для анализа и коррекции;
– точное описание проблемного поведения;
– функциональная оценка проблемного поведения;
– разработка и применение плана коррекции поведения;
– мониторинг;
– генерализация (обобщение) подкрепляемого поведения;
– внесение изменений в план или завершение программы.
1) Выбор проблемного поведения для анализа и коррекции.
Для коррекции нежелательного поведения в первую очередь мы выби-
раем поведение, которое опасно для жизни ребенка, укоренившееся пове-
дение (в противовес тому, которое возникло только недавно), усложняющее
процесс приобретения навыков и влияющее на стиль жизни семьи или са-
мого ребенка.
2) Точное описание проблемного поведения.
Для того, чтобы поведение можно было описать и измерить необходимо
точно описать проблемное поведение, с которым мы будем работать. По-
ведение должно быть описано таким образом, чтобы любой человек, про-
читавший такое определение, мог начать наблюдение и запись результатов
наблюдения. Описание поведения должно содержать в себе описание кон-
кретных действий (топография поведения – действия, которые демонстри-
рует ребенок), а также параметры данных действий, которые при наблюде-
нии можно зафиксировать. Такие параметры включают:
– частота произведенных действий за определенный отрезок времени;
– продолжительность действия за определенный отрезок времени;
– интенсивность действия.
25