Page 25 - Методические рекомендаци Егорова Е.В., Аханова Ж.Б.
P. 25

2.4. Преодоление проблемного поведения
                             воспитанников/учащихся


            Проблемное (нежелательное) поведение – это социально неприемлемая
          форма поведения, которая затрудняет общение и обучение ребенка, пред-
          ставляют опасность для ребенка и окружающих, мешает процессу адапта-
          ции к школе, затрудняет интеграцию ребенка в детский сад или школу.
            Наиболее распространенными видами нежелательного поведения явля-
          ются: агрессия, самоагрессия, истерики, убегание, порча имущества, об-
          щественно неодобряемое поведение, отсутствие реакций, необходимых для
          эффективного обучения [11].
            Любое поведение индивидуально, имеет определенную причину и из-
          меняется во времени. Поэтому прежде чем начать работу по коррекции не-
          желательного поведения необходимо проанализировать и понять причину
          такого поведения.
            Коррекция проблемного поведения состоит из нескольких этапов:
            – выбор проблемного поведения для анализа и коррекции;
            – точное описание проблемного поведения;
            – функциональная оценка проблемного поведения;
            – разработка и применение плана коррекции поведения;
            – мониторинг;
            – генерализация (обобщение) подкрепляемого поведения;
            – внесение изменений в план или завершение программы.
            1)   Выбор проблемного поведения для анализа и коррекции.
            Для коррекции нежелательного поведения в первую очередь мы выби-
          раем поведение, которое опасно для жизни ребенка, укоренившееся пове-
          дение (в противовес тому, которое возникло только недавно), усложняющее
          процесс приобретения навыков и влияющее на стиль жизни семьи или са-
          мого ребенка.
            2)   Точное описание проблемного поведения.
            Для того, чтобы поведение можно было описать и измерить необходимо
          точно описать проблемное поведение, с которым мы будем работать. По-
          ведение должно быть описано таким образом, чтобы любой человек, про-
          читавший такое определение, мог начать наблюдение и запись результатов
          наблюдения. Описание поведения должно содержать в себе описание кон-
          кретных действий (топография поведения – действия, которые демонстри-
          рует ребенок), а также параметры данных действий, которые при наблюде-
          нии можно зафиксировать. Такие параметры включают:
            – частота произведенных действий за определенный отрезок времени;
            – продолжительность действия за определенный отрезок времени;
            – интенсивность действия.

                                                                        25
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30