Page 39 - Методические рекомендации Елисеева И.Г., Карипжанова Ш.Ж.
P. 39
менные самостоятельные работы. Устный опрос позволяет контролировать
процесс формирования знаний и умений. Во время опроса есть возмож-
ность повторить и закрепить знания, развивать диалогическую и моноло-
гическую речь учащихся.
Проверка и оценка знаний учащихся должны иметь индивидуализиро-
ванный характер. Оценочными средствами являются задания и упражне-
ния, с помощью которых формировались навыки, определенные целями
обучения.
При составлении плана урока учитель готовит дифференцированные и
индивидуальные задания для опроса или письменных работ, соответству-
ющие возможностям учащихся. Письменные проверочные работы могут
быть небольшими, занимать мало времени. С их помощью учитель про-
веряет усвоение частного вопроса. Такие работы следуют за фронтальным
закреплением материала.
Самостоятельные проверочные работы отличаются от тренировочных
тем, что после их завершения результаты сразу не проверяются. Трениро-
вочные самостоятельные письменные работы проверяются с коллективным
обсуждением результатов сразу после их выполнения, или с использовани-
ем взаимопроверки.
Контрольная работа может занимать целый урок. В нее включаются за-
дания, аналогичные тем, которые дети выполняли на уроках, учитывающие
индивидуальные возможности, и заключающие в себе преодолимые труд-
ности. Контрольная работа может содержать три варианта для учащихся
первой, второй, третьей типологических групп. Для учащихся четвертой
группы подбираются индивидуальные контрольные задания.
Проверочные работы любого вида после их выполнения проверяются
учителем. Характер ошибок анализируется. После контрольной работы
проводится урок работы над ошибками, связанными с неточным усвоением
учебного материала. Организуется повторение этого учебного материала,
закрепление и анализ конкретных ошибок, допущенных учениками.
Итоговые контрольные работы проводятся в отдельных тетрадях, ко-
торые сохраняются в течение учебного года. Анализируя работы ученика
можно проследить динамику достижений.
Достижения учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения, после
изучения темы, раздела программы не бывают одинаковыми. Учащие-
ся первой типологической группы (по В.В.Воронковой) могут показать
полное усвоение программного материала и самостоятельное владение на-
выками. Ученики второй группы – проявят понимание основного содер-
жания темы. Учащиеся третьей группы могут усвоить только отдельные
элементы темы, и будут нуждаться в помощи учителя при актуализации
своих знаний. Ученики четвертой типологической группы, как правило, из-
39