Page 40 - Методические рекомендации Елисеева И.Г., Карипжанова Ш.Ж.
P. 40

учают другой, более простой учебный материал, в рамках которого и опре-
            деляются их достижения.
               Любые достижения ученика, какими бы минимальными они не были,
            должны рассматриваться как положительные. При оценивании достижений
            ученика проводится сравнение  его сегодняшних достижений с теми, кото-
            рые были вчера, или на предыдущем этапе обучения.
               Оценивание на основе ожидаемых результатов делает возможным при
            оценке достижений обучающихся использовать не только баллы (они носят
            условный, по большей части стимулирующий характер), но и критериаль-
            ную описательную оценку.
               Для  описания  учебных  достижений  используются  учебные  цели,  по-
            скольку они сформулированы в виде ожидаемых результатов – умений и
            навыков. Результатом обучения школьников может быть самостоятельное
            владение навыком в соответствии с учебной целью, либо реализация навы-
            ка с направляющей или стимулирующей помощью учителя. Пример карты
            учебных достижений учащихся класса в соответствии  с учебными целями
            представлен в Приложении Е.
               При  обучении  детей  с  нарушением  интеллекта  использование  описа-
            тельной оценки помогает учителю понимать реальный уровень владения
            навыками в рамках учебной программы по предмету и содержание следу-
            ющего шага, этапа в обучении школьника (пример описательной оценки
            учебных достижений в Приложении Ж). Применение критериальной опи-
            сательной оценки учебных достижений обучающихся обеспечивает объек-
            тивность оценочной деятельности педагогов. Именно описательная оценка
            дает  возможность  формировать  у  обучающихся  адекватную  самооценку.
            При этом недопустимо сравнение учебных достижений  учащихся класса
            друг с другом. Сравнивать достижения обучающегося можно только с его
            собственными предшествующими достижениями.
               В характеристику учащегося, которая составляется   в конце учебного
            года, обязательно включаются данные описательной оценки учебных до-
            стижений  по  предметам:  указываются  усвоенные  навыки    и  конкретные
            учебные действия, которыми овладел ученик (образец характеристики уче-
            ника  в Приложении З). В отношении обучающихся с умственной отстало-
            стью некорректно определять процент качества знаний.











            40
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45