Page 20 - Методические рекомендации Айдарбекова А.А., старший научный сотрудник ННПЦ
P. 20
основ мировоззрения, взглядов, убеждений и ценностной ориентации в
рамках концепции «я-личность»;
- психического развития, показателем которой должны стать реальные
новообразования в интеллектуальной сфере обучающихся (в их понимании,
восприятии, мышлении, воображении, речи), в их эмоционально-волевой
сфере и психомоторике;
- развития творчества и креативности обучающихся;
- оздоровительная, направленная на профилактику и коррекцию небла-
гоприятного соматического и психического развития, обеспечение готов-
ности вести здоровый образ жизни.
отличительной особенностью пояснительных записок к учебным про-
граммам является наличие в них методических рекомендаций по изучению
конкретных разделов и тем, проведению конкретных форм организации
учебных занятий с учетом особенностей процессов восприятия, осмысле-
ния, закрепления и применения учебного материала лицами с интеллекту-
альной недостаточностью.
при составлении рекомендаций по разработке учебных программ кол-
леджа (для умственно отсталых учащихся), мы опирались на опыт рос-
сийских специальных (коррекционных) школ VIII вида для детей, обу-
чающихся в 10-12 классах, а также опыт белорусских коллег в обучении
лиц с интеллектуальным нарушением в профессионально-технических
училищах[11,12].
нижеприведенный перечень дисциплин представлен как ориентир для
разработчиков программ по основным общеобразовательным предметам.
«родной язык». цель обучения родному языку в колледже состоит в том,
чтобы обеспечить языковое развитие учащихся с умственной отсталостью,
помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полно-
ценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться
им в жизни как основным средством общения, а также формировать навыки
грамотного письма. при этом материал родного языка в период обучения
в колледже основывается на тематике социально-бытовой ориентировки и
включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и
оформления деловых бумаг.
«литературное чтение». включение предмета «литературное чтение» в
учебный план колледжа объясняется необходимостью совершенствования
техники чтения учащихся с умственной отсталостью, повышения способ-
ности понимать прочитанное, формирования интереса к чтению, понима-
ния значения навыка чтения, развитию устной речи. содержание програм-
мы должно учитывать практическую направленность, включать описание
жизненных ситуаций, способствующих более успешной интеграции обуча-
ющихся в общество. наряду с классическими произведениями отечествен-
20