Page 5 - Методические рекомендации Баймуратова А.Т., Куттыбаева Ж.К.,Култаев Д.Х.,Абралы Н.А.,Есмаганбетова Д.К.
P. 5
ВВЕДЕНИЕ
По данным ННПЦ РСИО на 1 января 2022 г. в спецшколах Казахста-
на обучаются свыше 15 тыс. детей с нарушениями зрения, слуха, речи,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического раз-
вития, расстройствами эмоционально-волевой сферы в возрасте от 7 до 18
лет. В процентном выражении это составляет 14% от учтенных в ПМПК
того же возраста. Особенности познавательного и речевого развития детей
с названными видами нарушений обусловливают специфику содержания и
методики обучения в спецшколе, направленного среди прочих на то, чтобы
помочь им овладеть умениями и навыками самостоятельно принимать, со-
хранять, перерабатывать и передавать информацию.
Важная роль в повышении успешности обучения учащихся спецшкол
отведена учебно-методическому обеспечению, целью которого являет-
ся создание условий, способствующих реализации требований учебных
программ посредством предоставления полного комплекта учебников и
учебно-методических разработок для усвоения программного материала.
Учебно-методическое обеспечение предусматривает не только получение
знаний, но и алгоритмы действий и заданий, побуждающих учителя к по-
иску новых подходов в решении образовательных и коррекционных задач,
а школьника – к активизации учебной деятельности через формирование
жизненных и учебных умений и навыков.
Теория учебной литературы, научно-педагогические основы ее разра-
ботки и совершенствования в разные годы освещены в работах В.Г. Бейлин-
сон, В.П. Беспалько, Д.Д. Зуева, И.Я. Лернера, И.К. Журавлева, В.В. Кра-
евского, М.Н. Скаткина, В.И. Смирнова и др.Исследования казахстанских
учёных в области методики преподавания в спецшколе (Сулейменова Р.А.,
Омирбекова К.К., Бектаева К.Б., Мовкебаева З.А., Айдарбекова А.А., Ели-
сеева И.Г., Халыкова Б.С., Денисова И.А., Рсалдинова А.К. и др.) показали
взаимообусловленную связь процесса обучения с учебно-методическим
обеспечением.
Сегодня в Казахстане все шире обсуждается вопрос о замене традицион-
ных учебников на планшеты. Это связано не только с решением проблемы
тяжелых рюкзаков, которые вынуждены носить школьники, но и с повыше-
нием уровня цифровизации в школах. Предполагается, что планшеты будут
использоваться в качестве цифровых учебников, а также инструмента для
доступа к образовательным онлайн-ресурсам из дома. Подобные меры по
апробации в школах Великобритании, Норвегии, Южной Кореи и Турции
5