Page 14 - Методические рекомендации Елисеева И.Г
P. 14
ситуациях и повседневной жизни. Фиксация наблюдений должна
осуществляться в удобной и понятной всем членам группы форме.
нами разработаны оценочные листы для фиксации проявлений
жизненных компетенций учащихся в трех сферах: оценочный лист
1 «представления о себе и функционирование в ближайшем пред-
метном и природном мире», оценочный лист 2 «навыки коммуника-
ции», оценочный лист 3 «социально-бытовая ориентировка» (при-
ложение б).
каждый бланк содержит перечень индикаторов в виде описания
деятельности ученика, и возможные варианты их проявления уча-
щимися (критерии оценки). Члены экспертной группы заполняют
каждый свой бланк, отмечая в соответствующей графе вариант на-
блюдаемого навыка. если исследуемый навык не наблюдается в дея-
тельности ученика, то графы остаются незаполненными.
результаты оценки наблюдений за ребенком, проведенной экс-
пертной группой обобщаются в сводном оценочном листе (при-
ложение в), который заполняет классный руководитель, работая с
оценочными листами всех участников экспертной группы. на осно-
вании данных сводных оценочных листов классный руководитель
составляет профиль функционирования ученика (приложение Г).
в этом документе описываются навыки, которые ученик способен
реализовать полностью самостоятельно; навыки, которые реализо-
вываются по напоминанию педагога; навыки, которые находятся на
этапе формирования.
профиль структурирован в соответствии с оценочными крите-
риями, что позволяет легко считывать из него актуальный уровень
развития ребенка и зону его ближайшего развития. Данные профиля
становятся основанием для планирования индивидуального подхода
к ученику на следующем этапе формирования жизненных навыков.
наряду с методом экспертной группы в качестве оценочного сред-
ства могут быть использованы и ситуационные задания, которые
представляют собой моделирование жизненной ситуации, в которой
ученику необходимо использовать имеющиеся навыки и способы
действия. Эти ситуации могут моделироваться как на уроках, так и
во внеучебное время (во время режимных моментов, на прогулках,
дежурствах и пр). в приложении Д можно ознакомиться с возмож-
ными способами оценивания жизненных навыков.
14