Page 12 - Методические рекомендации Елисеева И.Г
P. 12

3 кОНСтРуктИВНый этАП мОНИтОРИНгА
                        фуНкцИОНАЛьНОй гРАмОтНОСтИ

               на  конструктивном  этапе  мониторинговой  деятельности  разра-
            батываются  критерии  оценки,  оценочные  шкалы,  создается  фонд
            оценочных  средств,  определяется  порядок  проведения  оценочных
            процедур.
               проявление компетенции  или ее отсутствие определяется только
            в деятельности. Для разработки оценочных средств возникает необ-
            ходимость описания поведенческих индикаторов, т.е. определенных
            поведенческих способов демонстрирования компетенции.
               поведенческие  индикаторы  описаны  нами  для  каждой  из  трех
            групп  жизненных компетенций: представления   о себе и функцио-
            нирование в ближайшем предметном и природном мире; коммуни-
            кация; социально-бытовая ориентировка. они представляют собой
            предельно конкретное описание деятельности личности в соответ-
            ствующей жизненной ситуации, соответствуют целям и содержанию
            образования школьников с нарушением  интеллекта, определенных
            в  учебных  и  коррекционных  программах.  индикатор  даёт  четкое
            представление о том, как в идеале должен выглядеть результат  обу-
            чения (жизненный навык), а оценивание по любому показателю –
            это определение степени приближения ученика к данной цели.
               степень овладения конкретной деятельностью, навыком опреде-
            ляются с помощью критериев.  при  разработке  критериев мы раз-
            мышляли  в  следующей  логике:  для    полноценного  функциониро-
            вания  человека  важен  фактор  самостоятельности  и  активности  в
            использовании  сформированных навыков. самостоятельность и ак-
            тивность проявляются в том, что  человек умеет без посторонней по-
            мощи выполнять определенную деятельность, понимает уместность
            применения навыка в той или иной жизненной ситуации, самостоя-
            тельно принимает решение о применении навыка в соответствую-
            щей жизненной ситуации. Это самый высокий уровень функциони-
            рования: навык доведен до автоматизма, адекватно используется.
               предыдущий  уровень  функционирования  характеризуется  тем,
            что  для  применения  сформированного  навыка  требуется  внешняя
            помощь в виде напоминания, побуждения к самостоятельной дея-

            12
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17