Page 12 - Методические рекомендации Елисеева И.Г
P. 12
3 кОНСтРуктИВНый этАП мОНИтОРИНгА
фуНкцИОНАЛьНОй гРАмОтНОСтИ
на конструктивном этапе мониторинговой деятельности разра-
батываются критерии оценки, оценочные шкалы, создается фонд
оценочных средств, определяется порядок проведения оценочных
процедур.
проявление компетенции или ее отсутствие определяется только
в деятельности. Для разработки оценочных средств возникает необ-
ходимость описания поведенческих индикаторов, т.е. определенных
поведенческих способов демонстрирования компетенции.
поведенческие индикаторы описаны нами для каждой из трех
групп жизненных компетенций: представления о себе и функцио-
нирование в ближайшем предметном и природном мире; коммуни-
кация; социально-бытовая ориентировка. они представляют собой
предельно конкретное описание деятельности личности в соответ-
ствующей жизненной ситуации, соответствуют целям и содержанию
образования школьников с нарушением интеллекта, определенных
в учебных и коррекционных программах. индикатор даёт четкое
представление о том, как в идеале должен выглядеть результат обу-
чения (жизненный навык), а оценивание по любому показателю –
это определение степени приближения ученика к данной цели.
степень овладения конкретной деятельностью, навыком опреде-
ляются с помощью критериев. при разработке критериев мы раз-
мышляли в следующей логике: для полноценного функциониро-
вания человека важен фактор самостоятельности и активности в
использовании сформированных навыков. самостоятельность и ак-
тивность проявляются в том, что человек умеет без посторонней по-
мощи выполнять определенную деятельность, понимает уместность
применения навыка в той или иной жизненной ситуации, самостоя-
тельно принимает решение о применении навыка в соответствую-
щей жизненной ситуации. Это самый высокий уровень функциони-
рования: навык доведен до автоматизма, адекватно используется.
предыдущий уровень функционирования характеризуется тем,
что для применения сформированного навыка требуется внешняя
помощь в виде напоминания, побуждения к самостоятельной дея-
12