Page 7 - Методические рекомендации Елисеева И.Г
P. 7
1 АктуАЛьНОСть мОНИтОРИНгА фуНкцИОНАЛьНОй
гРАмОтНОСтИ (ЖИзНЕННых НАВыкОВ) учАщИхСЯ С
НАРушЕНИЕм ИНтЕЛЛЕктА
Функциональная грамотность (жизненная компетентность)
умственно отсталого школьника рассматривается нами, как спо-
собность вступать в отношения с внешней средой и максимально
адаптироваться и функционировать в ней в соответствии со своими
интеллектуальными возможностями.
Для вступления в отношения с внешней средой, необходимы
представления о микро- и макросоциуме, адекватная самоидентифи-
кация, а также навыки коммуникации и социально-бытовая ориен-
тированность. в связи с этим, основными сферами формирования и
проявления жизненных компетенций умственно отсталых учащихся
являются: представления о себе и функционирование в ближай-
шем предметном и природном мире; навыки коммуникации; навыки
социально-бытовой ориентировки.
социальная адаптация и подготовка к участию в посильном тру-
де являются основными целями обучения и воспитания школьников
с умственной отсталостью, а практическая направленность - непре-
менным требованием организации образовательного процесса для
названной категории учащихся.
Школьное образование детей рассматриваемой категории носит
нецензовый уровень, при котором академический компонент реду-
цируется до полезных и доступных умственно отсталым школьни-
кам академических знаний, но при этом максимально расширяется
область развития жизненных навыков. Эта идея отражена в типовом
учебном плане обучения школьников с умственной отсталостью, ко-
торый помимо общеобразовательных, включает такие предме-
ты, как: «Мир вокруг», «культура поведения», «социально-бытовая
ориентировка», «общетрудовая подготовка», «профессионально-
трудовое обучение». Целью перечисленных учебных курсов явля-
ется сообщение ученикам доступных сведений об окружающем
предметном, природном и социальном мире, а также формирование
7