Page 7 - Методические рекомендации Елисеева И.Г
P. 7

1 АктуАЛьНОСть  мОНИтОРИНгА  фуНкцИОНАЛьНОй
          гРАмОтНОСтИ (ЖИзНЕННых НАВыкОВ) учАщИхСЯ С
                         НАРушЕНИЕм ИНтЕЛЛЕктА

            Функциональная  грамотность  (жизненная  компетентность)
          умственно  отсталого  школьника    рассматривается  нами,  как  спо-
          собность  вступать в отношения с внешней средой и максимально
          адаптироваться и функционировать в ней в соответствии со своими
          интеллектуальными  возможностями.
             Для вступления  в отношения  с внешней средой, необходимы
          представления о микро- и макросоциуме, адекватная самоидентифи-
          кация, а также  навыки коммуникации  и социально-бытовая ориен-
          тированность. в связи с этим,  основными сферами формирования и
          проявления жизненных компетенций  умственно отсталых учащихся
          являются: представления   о себе и функционирование в ближай-
          шем предметном и природном мире; навыки коммуникации; навыки
          социально-бытовой ориентировки.
            социальная адаптация  и подготовка к участию в посильном тру-
          де являются основными целями обучения и воспитания школьников
          с умственной отсталостью, а практическая направленность - непре-
          менным  требованием организации образовательного процесса для
          названной категории учащихся.
            Школьное образование  детей рассматриваемой категории носит
          нецензовый уровень, при котором академический компонент реду-
          цируется до полезных и доступных  умственно отсталым школьни-
          кам академических знаний, но при этом максимально расширяется
          область развития жизненных навыков. Эта идея отражена в типовом
          учебном плане обучения школьников с умственной отсталостью, ко-
          торый помимо   общеобразовательных,  включает  такие  предме-
          ты, как: «Мир вокруг», «культура поведения», «социально-бытовая
          ориентировка»,  «общетрудовая  подготовка»,  «профессионально-
          трудовое  обучение».  Целью  перечисленных  учебных  курсов  явля-
          ется  сообщение  ученикам  доступных  сведений    об  окружающем
          предметном, природном и социальном мире, а также   формирование

                                                                         7
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12