Page 9 - Методические рекомендации Елисеева И.Г
P. 9
2 ПОДгОтОВИтЕЛьНый этАП мОНИтОРИНгА
фуНкцИОНАЛьНОй гРАмОтНОСтИ
на этом этапе определяются важные ориентиры, конкретизирую-
щие ожидаемые результаты обучения школьников в области жизнен-
ных компетенций.
с этой целью создается так называемая «компетентностная мо-
дель выпускника» [1]. она содержит функциональные требования к
умственно отсталым детям, заканчивающим обучение в школе.
создавая компетентностную модель ученика, мы исходили из
принципиальных особенностей содержания и организации процес-
са обучения умственно отсталых школьников в условиях специаль-
ной школы, а именно:
- законченного, целостного характера обучения;
- социально адаптирующей и практической направленности
обучения;
-учета ограничений в развитии интеллектуальной и эмоционально-
личностной сферах учащихся.
особенности учебного процесса обеспечиваются содержанием
учебных программ, использованием дифференцированного и инди-
видуального подхода к выбору содержания, педагогических методов
и приемов, а также возможностью иметь индивидуальный резуль-
тат обучения.
компетентностная (жизненные компетенции) модель ученика соз-
дана нами на основе содержания специальных учебных программ
для школьников с легкой умственной отсталостью и учета главной
задачи процесса обучения – социальной адаптации выпускников.
в структуре компетентностной модели имеются три содержа-
тельных блока в соответствии с основными сферами проявления
жизненных навыков: представления о себе и функционирова-
ние в ближайшем предметном и природном мире; коммуникация;
социально-бытовая ориентация (приложение а).
Функционирование человека предполагает интегрированное ис-
пользование навыков из различных областей знаний и видов дея-
9