Page 9 - Методические рекомендации Елисеева И.Г
P. 9

2 ПОДгОтОВИтЕЛьНый этАП мОНИтОРИНгА
                      фуНкцИОНАЛьНОй гРАмОтНОСтИ


            на этом этапе определяются важные ориентиры, конкретизирую-
          щие ожидаемые результаты обучения школьников в области жизнен-
          ных компетенций.
            с этой целью создается  так называемая «компетентностная мо-
          дель выпускника» [1]. она содержит функциональные требования к
          умственно отсталым детям, заканчивающим обучение в школе.
            создавая компетентностную модель ученика,  мы исходили  из
          принципиальных особенностей  содержания и организации процес-
          са обучения  умственно отсталых школьников в условиях специаль-
          ной школы, а именно:
            - законченного, целостного  характера обучения;
            -  социально  адаптирующей      и  практической    направленности
          обучения;
            -учета  ограничений в развитии  интеллектуальной и эмоционально-
          личностной сферах учащихся.
            особенности  учебного  процесса  обеспечиваются  содержанием
          учебных программ, использованием дифференцированного и  инди-
          видуального подхода к выбору содержания, педагогических методов
          и приемов, а также  возможностью  иметь индивидуальный резуль-
          тат обучения.
            компетентностная (жизненные компетенции) модель ученика соз-
          дана нами  на основе содержания  специальных учебных программ
          для школьников с легкой умственной отсталостью и учета главной
          задачи процесса обучения – социальной адаптации выпускников.
            в  структуре  компетентностной  модели  имеются  три  содержа-
          тельных  блока  в  соответствии  с  основными  сферами  проявления
          жизненных  навыков:  представления      о  себе  и  функционирова-
          ние  в  ближайшем  предметном  и  природном  мире;  коммуникация;
          социально-бытовая ориентация  (приложение а).
            Функционирование человека предполагает интегрированное ис-
          пользование  навыков  из  различных  областей  знаний  и  видов  дея-

                                                                         9
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14