Page 32 - Методические рекомендации Асембекова С.А.
P. 32

глагола; метель — при изучении существительного. Дети подбирают:
            смешной  —  забавный,  потешный;  работать  —  трудиться;  метель  —
            вьюга, буран, пурга. Могут быть составлены предложения.
               - замена синонима в предложении. Даны примеры: я читал интерес-
            ную книгу (увлекательную, захватывающую). в текст поочередно вклю-
            чаются разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих
            слов. приведем еще примеры: пограничники стреляют метко (бьют без
            промаха). лиса обманула медведя (косолапого). Мальчик споткнулся и
            упал (шлепнулся, растянулся).
               - выбор одного из двух-трех данных слов. например: разведчики

            (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. в данном
            случае  дети  выбирают  слово  наблюдали  и  обосновывают  свое  реше-
            ние.
               антонимы — слова с противоположным значением. они использу-
            ются в речи для контраста, для построения антитезы: Что-то слышится
            родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое,то сердечная то-
            ска... (а.с.пушкин. «зимняя дорога»).
               слова-антонимы встречаются в читаемых текстах. так, уже в I клас-
            се в рассказе е. пермяка «первая рыбка» дети встречают слова боль-
            шущий ерш и крохотный ершишка. противоположность значений этих
            слов понятна детям. работа с антонимами, как и синонимами, начинает-
            ся с обнаружения их в текстах, но затем вводятся и специальные упраж-
            нения:
               а) подбор антонимов к данным словам: тьма—..., вверх — ..., холод-
            ный—.. , уходить —  и т. п.;
               б)  составление предложений с антонимами, точнее, с парами анто-
            нимов;
               в)   замена антонима в предложении: заяц бегает быстро.— Черепа-
            ха, ходит.... зимой рано смеркается.—зимой поздно.
               г)   продолжение начатого предложения с антонимами: в поле хо-
            лодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике...— добавление слов
            тепло и спокойно.
               д)  подбор антонимов к многозначным словам (это упражнение
               применяется также при работе над многозначностью слов):
               свежий хлеб —... (черствый хлеб)
               свежий ветер —... (теплый ветер)
                 свежая газета —... (старая газета)
               свежие яблоки —... (сушеные яблоки)
               или:

            32
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37