Page 32 - Методические рекомендации Асембекова С.А.
P. 32
глагола; метель — при изучении существительного. Дети подбирают:
смешной — забавный, потешный; работать — трудиться; метель —
вьюга, буран, пурга. Могут быть составлены предложения.
- замена синонима в предложении. Даны примеры: я читал интерес-
ную книгу (увлекательную, захватывающую). в текст поочередно вклю-
чаются разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих
слов. приведем еще примеры: пограничники стреляют метко (бьют без
промаха). лиса обманула медведя (косолапого). Мальчик споткнулся и
упал (шлепнулся, растянулся).
- выбор одного из двух-трех данных слов. например: разведчики
(смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. в данном
случае дети выбирают слово наблюдали и обосновывают свое реше-
ние.
антонимы — слова с противоположным значением. они использу-
ются в речи для контраста, для построения антитезы: Что-то слышится
родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое,то сердечная то-
ска... (а.с.пушкин. «зимняя дорога»).
слова-антонимы встречаются в читаемых текстах. так, уже в I клас-
се в рассказе е. пермяка «первая рыбка» дети встречают слова боль-
шущий ерш и крохотный ершишка. противоположность значений этих
слов понятна детям. работа с антонимами, как и синонимами, начинает-
ся с обнаружения их в текстах, но затем вводятся и специальные упраж-
нения:
а) подбор антонимов к данным словам: тьма—..., вверх — ..., холод-
ный—.. , уходить — и т. п.;
б) составление предложений с антонимами, точнее, с парами анто-
нимов;
в) замена антонима в предложении: заяц бегает быстро.— Черепа-
ха, ходит.... зимой рано смеркается.—зимой поздно.
г) продолжение начатого предложения с антонимами: в поле хо-
лодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике...— добавление слов
тепло и спокойно.
д) подбор антонимов к многозначным словам (это упражнение
применяется также при работе над многозначностью слов):
свежий хлеб —... (черствый хлеб)
свежий ветер —... (теплый ветер)
свежая газета —... (старая газета)
свежие яблоки —... (сушеные яблоки)
или:
32