Page 33 - Методические рекомендации Асембекова С.А.
P. 33
старый дом —... (новый дом)
старый человек —... (молодой человек)
старая газета—... (свежая газета)
в) нередко говорящий или пишущий использует 2—3 синонима, про-
тивопоставляя им другой синонимический ряд, например:
люблю березку русскую, то светлую, то грустную...
то ясную, кипучую, то грустную, плакучую. (а. прокофьев. «берез-
ка».)
Школьники составляют аналогичные ряды. Дано: в лесу было тихо,
спокойно. составляют: в лесу было шумно, тревожно. Дано: работает
быстро, энергично. составляют: работает медленно, вяло.
знакомство с многозначностью слова происходит в I классе.
проводятся специальные упражнения:
- подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое
значение составьте предложения. объясните значения (слова для I клас-
са: ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния,
идет, льет, летит и пр.; слова для II класса: голова, земля, мир, класс,
стол, ракета, язык, растет, горит, сложил, падает, сырой, красный, румя-
ный и т. п.; слова для III класса: крыло, свет, вожатый, звено, ядро, по-
лотно, волга, солнце, выходить, засыпать, отвечать, тяжелый, и т. п.).
- сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —
идет строительство. стоят часы — стоят машины — стоят высокие
дома. камень на дороге — камень на сердце.
- подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных
слов, т. е. синонимы:
сырой – влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя)
сырой – незрелый, зеленый (например, виноград, помидор).
- подобрать противоположные по смыслу слова к каждому
значению данных слов, т. е. антонимы:
сырой – сухой, сырой – зрелый.
программа начальных классов не предусматривает специальной ра-
боты над фразеологическими единицами. вот, например, как выясняет-
ся значение фразеологической единицы золотые руки на основе анализа
стихотворения М. родиной «Мамины руки».
Говорят—у мамы
руки не простые.
Говорят — у мамы
руки золотые!
33