Page 33 - Методические рекомендации Асембекова С.А.
P. 33

старый дом —... (новый дом)
            старый человек —... (молодой человек)
            старая газета—... (свежая газета)
            в) нередко говорящий или пишущий использует 2—3 синонима, про-
          тивопоставляя им другой синонимический ряд, например:
            люблю березку русскую, то светлую, то грустную...
            то ясную, кипучую, то грустную, плакучую. (а. прокофьев. «берез-
          ка».)

            Школьники составляют аналогичные ряды. Дано: в лесу было тихо,
          спокойно. составляют: в лесу было шумно, тревожно.  Дано: работает
          быстро, энергично. составляют: работает медленно, вяло.
            знакомство с многозначностью слова происходит в I классе.
            проводятся специальные упражнения:
            - подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое
          значение составьте предложения. объясните значения (слова для I клас-
          са:  ножка,  спинка,  горлышко,  язычок,  нос,  ушко,  гребешок,  молния,
          идет, льет, летит и пр.; слова для II класса: голова, земля, мир, класс,
          стол, ракета, язык, растет, горит, сложил, падает, сырой, красный, румя-
          ный и т. п.; слова для III класса: крыло, свет, вожатый, звено, ядро, по-
          лотно, волга, солнце, выходить, засыпать, отвечать, тяжелый, и т. п.).
            - сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —
          идет  строительство.  стоят  часы  —  стоят  машины  —  стоят  высокие
          дома. камень на дороге — камень на сердце.
            - подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных
          слов, т. е.  синонимы:
            сырой – влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя)
            сырой – незрелый, зеленый (например, виноград, помидор).
            - подобрать противоположные по смыслу слова к каждому
            значению данных слов, т. е. антонимы:
            сырой – сухой, сырой – зрелый.
            программа начальных классов не предусматривает специальной ра-
          боты над фразеологическими  единицами. вот, например, как выясняет-
          ся значение фразеологической единицы золотые руки на основе анализа
          стихотворения М. родиной «Мамины руки».
                     Говорят—у мамы
                 руки не простые.
                 Говорят — у мамы
                 руки золотые!

                                                                        33
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38