Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения дошкольного возраста»

  • 03.02.2025
  • ННПЦ РСИО
  • 117

1. Общие положения

1. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения дошкольного возраста» (далее – Программа) регламентирует обучение тифлопедагогов и воспитателей специальных дошкольных организаций образования.

2. Законодательство Республики Казахстан, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на получение качественного образования всеми детьми с учетом психофизиологических и индивидуальных возможностей каждого ребенка.  Среди детей, нуждающихся в особом внимании при обеспечении равного доступа к качественному образованию, более уязвимой категорией являются дети с ограниченными возможностями. 

Основополагающим требованием, обеспечивающим доступ воспитанников с ограниченными возможностями к качественному образованию, является создание специальных условий для их воспитания и обучения. Важной составляющей специальных условий является психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.

Традиционно распространенной формой образования детей с ограниченными возможностями в Казахстане является специальное образование. Среди воспитанников специальных дошкольных организаций значительную категорию составляют дети с нарушениями зрения.  Диапазон различий в этиологии, степени нарушения зрения, зрительных возможностях воспитанников определяет значительную вариативность специальных образовательных условий: от общих, необходимых для всех детей с нарушениями зрения, до индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности воспитанника в полном соответствии с его конкретными потребностями и образовательными возможностями.

Актуальность и практическая значимость проведения курсов повышения квалификации для тифлопедагогов и воспитателей специальных дошкольных организаций образования обусловлена противоречием между современными инновационными подходами к организации психолого-педагогической поддержки воспитанников и недостаточной подготовленностью педагогов в области создания специальных образовательных условий для детей с нарушениями зрения в соответствии с требованиями адресности, вариативности, полноты и динамичности.

3. Образовательная программа направлена на развитие профессиональной компетентности тифлопедагогов и воспитателей по оценке особых образовательных потребностей и обеспечению психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в условиях специальной дошкольной организации образования.