Научно-методический отдел (далее– Отдел) является структурным подразделением РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» (далее– Центр), осуществляющим разработку и внедрение организационно-методического обеспечения процесса обучения, воспитания и психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями, на основе исследований поисково-прикладного характера по заказу Министерства просвещения Республики Казахстан.
Целью деятельности Отдела является научно-методическое обеспечение процесса обучения, воспитания, психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями), на основе оценки образовательных потребностей и с учетом современных тенденций развития специальной педагогики, специальной психологии, других смежных наук.
Основными направления деятельности Научно-методическиого отдела являются:
1) научно-методическое:
- изучение, анализ и исследование актуальных проблем теории и практики обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями;
- апробация результатов исследований, новых методов и технологий работы с детьми с ограниченными возможностями;
- разработка и внедрение организационно-нормативных, содержательных, учебно-методических материалов в практику деятельности специальных организаций, технологий и методов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в практику деятельности организаций общего образования;
- разработка образовательных программ курсов повышения квалификации психолого-педагогических кадров с учетом результатов проведенных исследований, методических разработок и запросов стейкхолдеров;
2) организационно-методическое:
- определение основных направлений учебно-методической деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед Центром по тематике, согласованной с Министерством просвещения РК;
- подготовка к изданию, распространению методических материалов,
периодических и серийных изданий Центра, организация и проведение конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий по обмену опытом и результатами исследований, методологическому, методическому обеспечению специального и инклюзивного образования;
- организация взаимодействия и сотрудничества Центра с другими
организациями, в том числе зарубежными;
- координация деятельности специальных организаций образования и
методических отделов региональных управлений образования;
- консультирование педагогов посредством рабочих совещаний,
собраний, вебинаров.
Отдел осуществляет следующие функции:
- организация прикладных исследований с созданием временных
творческих коллективов по направлениям научно-методической работы, утвержденными директором Центра в операционных, тематических и календарных планах;
- разработка методических рекомендаций по результатам научно-
методической работы, апробация опыта и распространение;
- организация и проведение семинаров, конференций, рабочие
командировки, совещания по обмену опытом, координации, консультирование;
- обеспечение повышения квалификации сотрудников Отдела в ведущих
научно-исследовательских учреждениях;
- содействие участию Центра в образовательных, научных проектах,
программах, в том числе в рамках международного сотрудничества;
- координация методической работы структурных подразделений
Центра.
В структуру Отдела входят 7 научные лаборатории:
1. Лаборатория ранней поддержки.
2. Лаборатория специального образования детей с нарушениями слуха/зрения.
3. Лаборатория специального образования детей с нарушениями речи/ОДА.
4. Лаборатория специального образования детей с задержкой психического развития.
5. Лаборатория специального образования детей с нарушениями интеллекта/со сложными нарушениями.
6. Лаборатория специального образования детей с расстройствами аутистического спектра.
7. Лаборатория профессионального образования для детей (лиц) с особыми образовательными потребностями.