Лаборатория специального школьного образования

  • 16.04.2024
  • ННПЦ РСИО
  • 12138

 

 

 

Аханова Жанбота Бактыбековна – заведующая лабораторией

 

 

 

 

 

 

 

 

Ахмедиева Кульмария Нуртаевна, магистр педагогических наук – старший научный сотрудник
Естемесова Жанар Турдумуратовна, магистр педагогических наук – методист 
Сейлханова Сауле Есенбековна – педагог-практик

 

Лаборатория специального школьного образования в данный момент работает в рамках темы: «Обеспечение доступности  качественного школьного образования».

Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании уровневой педагогической поддержки школьников с особыми образовательными потребностями.

   Объект исследования: процесс обучения школьников с особыми образовательными потребностями в условиях общего образования. Разработка модели включения детей с нарушениями интеллекта в условиях инклюзивного образования, создание в общеобразовательных школах специальных классов для учащихся с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: организационные особенности, содержание, технологии и методики педагогической поддержки школьников с особыми образовательными потребностями, включенных в общее образование, методическая поддержка учителей.

   Ожидаемые результаты создадут основу для нормативно- правовых актов, методических материалов (включая формы документации, в том числе структура адаптированной и индивидуальной программы обучения), рекомендации к изменению стандартов вузовского образования педагогов общей практики и специальных педагогов, программ курсов повышения квалификации учителей и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных школ.

   Исследовательская деятельность в 2019 и 2020 годах осуществлялась в сотрудничестве со специалистами лаборатории комплексной диагностики и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями. Разработанные материалы апробированы в экспериментальных школах страны и представлены в методических рекомендациях: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе» 2019 г.; «Психолого-педагогическая поддержка школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (уровневый подход)» 2020 г.

  Внедрение разработанных подходов к психолого-педагогическому сопровождению школьников с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе осуществляется на курсах повышения квалификации, вебинарах, консультациях учителей и специалистов (психологов, специальных педагогов, логопедов, педагогов-ассистентов).

   В 2024 году реализуется третий этап исследовательской деятельности, содержанием которого является разработка методики адаптации типовых учебных программ для школьников с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательной школе. Продолжается апробация разработанных методик в экспериментальных школах страны. 

  Вторым направлением работы лаборатории является координация деятельности и учебно-методическое обеспечение специальных школ страны. Определен план мероприятий на 2024 год по обсуждению наиболее актуальных вопросов и обмену успешным опытом работы специальных школ страны в онлайн режиме. Продолжается работа по обеспечению учебного процесса специальных школ Типовыми учебными программами обновленного содержания. Группы составителей программ созданы из числа опытных учителей страны, научных сотрудников, преподавателей вузов.