Заведующая лабораторией - канд.пед.наук, Елисеева И.Г.
Лаборатория специального и инклюзивного школьного образования в 2019-21 годах работает в рамках темы: «Научно-методические основы педагогической поддержки школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном процессе».
Цельисследования состоит в научно-теоретическом обосновании уровневой педагогической поддержки школьников с особыми образовательными потребностями.
Объект исследования: процесс обучения школьников с особыми образовательными потребностями в условиях общего образования.
Предмет исследования:организационные особенности, содержание, технологии и методики педагогической поддержки школьников с особыми образовательными потребностями, включенных в общее образование, методическая поддержка учителей.
Ожидаемые результатысоздадут основу для нормативно- правовых актов, методических материалов (включая формы документации, в том числе структура адаптированной и индивидуальной программы обучения), рекомендации к изменению стандартов вузовского образования педагогов общей практики и специальных педагогов, программ курсов повышения квалификации учителей и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных школ.
Исследовательская деятельность в 2019 и 2020 годах осуществлялась в сотрудничестве со специалистами лаборатории комплексной диагностики и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями. Разработанные материалы апробированы в экспериментальных школах страны и представлены в методических рекомендациях: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе» 2019 г.; «Психолого-педагогическая поддержка школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (уровневый подход)» 2020 г.
Внедрение разработанных подходов к психолого-педагогическому сопровождению школьников с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе осуществляется на курсах повышения квалификации, вебинарах, консультациях учителей и специалистов (психологов, специальных педагогов, логопедов, педагогов-ассистентов).
В 2021 году реализуется третий этап исследовательской деятельности, содержанием которого является разработка методики адаптации типовых учебных программ для школьников с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательной школе. Продолжается апробация разработанных методик в экспериментальных школах страны.
В текущем году научные сотрудники лаборатории приступят к консультационной работе в рамках деятельности нового структурного подразделения ННПЦ РСИО «Ресурсного центра развития инклюзивного образования».
Вторым направлением работы лаборатории является координация деятельности и учебно-методическое обеспечение специальных школ страны. Определен план мероприятий на 2021 год по обсуждению наиболее актуальных вопросов и обмену успешным опытом работы специальных школ страны в онлайн режиме. Продолжается работа по обеспечению учебного процесса специальных школ Типовыми учебными программами обновленного содержания. Группы составителей программ созданы из числа опытных учителей страны, научных сотрудников, преподавателей вузов.