Психолого-педагогическая деятельность Отдела реабилитации и внедрения новых технологий направлена на:
·внедрение новых педагогических технологий;
·оказание методической помощи педагогам специальных (коррекционных) организаций образования;
·консультирование и обучение родителей по вопросам воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями.
·комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов;
·разработку и составление индивидуально-развивающей программы ребенка с ограниченными возможностями и программ помощи семье.
В проведении коррекционно-развивающего обучения в условиях отдела РВНТ выделяют несколько основных этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.
Первый этап - организационный, он посвящен проведению первичной консультации родителей, направленных в Отдел, по вопросам организации и порядка проведения коррекционно-развивающей работы с их ребенком. Заведующий отделом РВНТ заключает договор об оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи, консультирует родителей по вопросам развития и воспитания ребенка. Социальный педагог центра собирает анамнез ребенка (краткую историю развития), выясняет запрос родителей, оказывает первичную социальную консультацию по вопросам прав ребенка, определяет потребность в социальной поддержке.
Вторым этапом работы является подготовка к проведению командной оценки психофизического развития ребенка.
Задачами этого этапа являются: сбор фактических данных о ребенке; выяснение запроса семьи: у родителей спрашивают, что они хотят получить от специалистов, на какие вопросы они хотят найти ответ, какую помощь от специалистов ждут; сбор данных медицинского анамнеза: наличия заболеваний с момента рождения и до настоящего времени, соматического статуса ребенка, состояние слуха, зрения; выяснение особенностей психосоциального развития в аспектах активности и участия ребенка в типичных для его возраста и условий проживания сферах и деятельности. А также специалисты проводят оценку развития ребенка родителями посредством опросников. Родителям предлагается заполнить разные тесты, опросники, анкеты и т.п. Кроме этого, детально обдумывается тактика обследования, определяется тип командой оценки и команда специалистов, подбираются соответствующие и интересные для ребенка игрушки, необходимое оборудование для исследования двигательной активности.
Командная оценка является третьим этапом работы. Задача специалистов в этом случае состоит в том, чтобы обозначить приоритетные направления в коррекционно-развивающей работе с ребенком, определить спектр доступных средств и путей стимулирования его развития, выявить позитивные и негативные стороны в его психофизическом состоянии, установить факторы, неблагоприятно влияющие на его развитие и препятствующие продвижению. Результатом этого является разработка специалистами индивидуально-развивающей программы для ребенка и/или разработки программ оказания помощи семье ребенка.
Четвертым этапом является – составление индивидуальной программы развития для ребенка и/или программы помощи семье ребенка. При составлении программ специалисты и родители ориентируются на сильные стороны, интересы и индивидуальные потребности ребенка и семьи.
Индивидуально-развивающая программа для ребенка (ИРП) составляются междисциплинарной командой специалистов или ведущим специалистом при участии других профессионалов.
Программа помощи семье также составляется междисциплинарной командой специалистов совместно с родителями, она максимально вписана в привычную жизнь семьи и способствует повышению активности и участия ребенка в ней, выполняется в домашних условиях.
Заключительный этап работы состоит собственно в реализации коррекционно-развивающей программы. В индивидуально-развивающей программе отражаются все основные аспекты реабилитации: содержатся задачи каждого аспекта, методы, материалы и примерные сроки ее выполнения.
Организация коррекционного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями в отделе основывается на принципе семейно-центрированного подхода и проводиться с активным привлечением семьи ребенка с проблемами в развитии к участию в коррекционно-развивающей работе.
На всех этапах коррекционно-развивающего обучения отдел РВНТ берет на себя задачу и оказания медицинской помощи, которая интегрирована в единый комплексный коррекционно-развивающий процесс, объединяющий усилия всех специалистов отдела, занимающихся проблемами ребенка.
Суть оказания медицинской помощи в отделе РВНТ заключена в содействии процессу абилитации и реабилитации ребенка с проблемами в развитии. Поэтому вопросы лечения обсуждаются не только с родителями детей, но и с педагогами, психологами и другими специалистами отдела. Это условие является активным требованием коррекционной практики.
Категории детей, получающих коррекционно-развивающую помощь:
- дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата;
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями интеллектуального развития;
- дети с нарушениями слуха;
- дети с нарушениями зрения;
- дети со сложными нарушениями;
- дети с нарушениями общения и социального взаимодействия;
-дети с нарушениями поведения;
- дети с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическая помощь:
- индивидуальные и /или подгрупповые занятия логопеда;
- индивидуальные и/или подгрупповые занятия педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, тифлопедагог);
- индивидуальные и/или подгрупповые занятия психолога;
- индивидуальные и/или подгрупповые занятия сурдопедагога;
- индивидуальные и/или подгрупповые занятия учителя по лечебной физкультуре.
Медицинская помощь:
- консультация невропатолога;
- консультация реабилитация;
-консультация педиатра;
- массаж.
Социально-педагогическая помощь:
- консультирование по социально-правовым вопросам;
- консультирование по вопросам воспитания и ухода за ребенком;
- подгрупповые занятия социального педагога ;
-родительские программы;
- информационная поддержка.