Причины возникновения расстройств рецептивной речи
Факторы, обусловливающие возникновение расстройств рецептивной речи (сенсорной или сенсомоторной алалии), имеют комплексный характер.
При первично сохранном периферическом слухе и относительно нормативном интеллектуальном развитии происходит нарушение функции центра восприятия речи в верхней височной извилине доминантного (чаще – правого) полушария головного мозга. Вследствие этого недостаточный анализ и синтез звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, препятствует формированию связи между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребёнок слышит, но не понимает речь из-за несформированности слухоречевой дифференцировки в воспринимающем механизме речи. Страдает целостное восприятие слова, снижена способность к восприятию речевых звуков, страдает внимание к речевой информации как таковой. Искажается и собственная речь ребёнка, в результате чего развивается системное недоразвитие всех компонентов речи.
Некоторые исследования показывают нарушения в системе так называемых исполнительных функций (рабочая память, гибкость мышления, самоконтроль). Отдельные исследования указывают на снижение функций лобной коры головного мозга и недостаточность связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга. Геномный скрининг когорты из позволил обнаружить статистически значимую связь расстройств рецептивной речи с определёнными участками 16-ой и 19-ой хромосом. Ген CNTNAP на 7-ой хромосоме, как выяснилось, связан с изменениями как при речевых, так и при других психических расстройствах (СДВГ, эмоциональные нарушения). Анализ с применением технологий компьютерного моделирования позволил выявить так называемые эпигенетические факторы (результат индивидуальных изменений генетического материала под влиянием условий окружающей среды), ответственные за развитие нарушений речи.
Тем не менее, несмотря на все открытия, надёжных нейробиологических маркёров расстройства рецептивной речи до настоящего времени не найдено.
Важнейшим фактором возникновения расстройств рецептивной речи считается наследственная предрасположенность. В семьях с отягощённым анамнезом по специфическим речевым расстройствам подобные нарушения у детей встречаются в 20–30% случаев, что в среднем в четыре раза выше, чем в семьях без таких нарушений. У 50–70% детей со специфическими нарушениями речи как минимум один из членов семьи страдает подобной патологией. Американская психиатрическая ассоциация в принципе признаёт речевые расстройства «высоконаследуемыми», утверждая, что члены семьи пациента скорее всего имеют нарушения речи в анамнезе. Семейные и близнецовые исследования по специфическим нарушениям речи показывают, что братья и сестры пациентов имели средний уровень заболеваемости 30,3% (выше, чем в общей популяции). Наследственное происхождения специфических речевых расстройств ассоциируется с 5-ой хромосомой по материнской и 14-ой хромосомой по отцовской линии. Примечательно, что соответствующие участки данных хромосом связаны также с развитием аутистической (РАС) и гиперкинетической (СДВГ) патологии.
Следует учитывать и влияние психосоциальных факторов: снижение уровня языковой культуры в обществе, профессиональную занятость родителей с сокращением времени их пребывания с ребёнком, увеличение частоты билингвизма в семье, компьютеризацию и расширение использования средств массовой коммуникации.
Малиновский В.В., психиатр ДКО ННПЦ РСИО, магистр медицинских наук.