Использование сенсорных упражнений предметной развивающей среды кабинета Монтессори-терапии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Материалы, представленные в методических рекомендациях, раскрывают содержание работы педагога-дефектолога с дошкольниками с особыми образовательными потребностями в специально подготовленной предметной развивающей среде кабинета Монтессори-терапии.
Важными условиями развития ребенка являются его собственная активность и возможность действовать самостоятельно. Для активности и самостоятельности ребенка необходимо подготовленное окружение, т.е. такая среда, в которой ничего не ограничивает его активности и самостоятельности. Взрослый становится частью подготовленного окружения и его задача, как и задача окружения, помочь ребенку в его развитии.
Подготовленное окружение кабинета Монтессори-терапии содержит мотивы для разной деятельности ребенка, в том числе направленной на формирование сенсорной сферы, а именно: слухового восприятия, представлений о цвете, величине, тактильных и температурных ощущениях, представлений о форме.
Педагог должен знать характеристики и назначение каждого дидактического материала, знать особенности возраста ребенка, для которого этот материал предназначен, уметь правильно показать ребенку как использовать каждый материал, уметь поддерживать активность и самостоятельность ребенка.
В методических рекомендациях представлен перечень основных и дополнительных сенсорных материалов, которые находятся в кабинете Монтессори-терапии Национального научно-практического центра коррекционной педагогики (ННПЦ КП), способы демонстрации (презентации) детям упражнений с материалами, образовательная и развивающая ценность упражнений, ожидаемый результат, вариативные дополнительные упражнения с каждым материалом.
Презентации и ожидаемые результаты в овладении действиями описаны для каждого упражнения с учетом возможностей детей с отклонениями в развитии. Кроме этого даны рекомендации к проведению в кабинете Монтессори-терапии индивидуальных и групповых занятий с детьми, образцы технологических карт.
Все представленные материалы апробированы в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями (с нарушением интеллекта, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития) в реабилитационном центре ННПЦ КП и могут быть использованы педагогами.
Елисеева И.Г., Аханова Ж.Б., 2019 год