«Теоретико-методические основы дифференцированного и индивидуализированного подходов в обучении школьников с нарушением интеллекта» для заместителей руководителя (директора) по учебной работе, учителей специальных школ для детей с нарушением интеллекта

  • 24.03.2025
  • ННПЦ РСИО
  • 43

1. Общие положения

 

Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров «Теоретико-методические основы дифференцированного и индивидуализированного подходов в обучении школьников с нарушением интеллекта» (далее – Программа) регламентирует обучение заместителей руководителя (директора) по учебной работе, учителей (олигофренопедагогов) специальных школ для детей с нарушением интеллекта (далее - Слушателей).

Состав учащихся специальной школы для учащихся с нарушением интеллекта разнороден  по возможностям усвоения программного материала, что обусловлено разной степенью выраженности интеллектуального нарушения у учащихся. В последнее время в специальных школах также наблюдается тенденция увеличения числа детей со сложными нарушениями развития, при которых нарушение интеллекта сочетается с расстройствами аутистическго спектра и   нарушением поведения,  которые испытывают дополнительные трудности формирования академических знаний, а также жизненных и социальных навыков. Требуется расширение компетенций учителя в области  технологий дифференцированного и индивидуализированного подходов к учащимся как в сфере формирования доступных академических знаний и навыков, так и в сфере регуляции поведения и формирования коммуникативных навыков.

Анализ результатов анкетирования 448 педагогов специальных школ для детей с нарушениями интеллекта свидетельствует о потребности педагогов в расширении профессиональных компетенций по вопросам:

1) организации дифференцированного и индивидуализированного подходов к учащимся на основе критериев отнесения школьников к разным типологическим группам по возможностям усваивать учебный материал;

2)  выбора эффективных методов и приемов  обучения школьников с учетом разнообразия их возможностей, в том числе заданий из учебника и рабочей тетради для учащихся класса;

3)  выявления  у  учащегося  уровня  владения  учебным материалом по предмету и социальных навыков;

4)  регулирования проведения учеников в учебной и внеучебной ситуации;

5) критериального описательного  оценивания достижений учащихся и использования полученных сведений для совершенствования учебного процесса;

6)  сотрудничества с родителями ученика.

Анализ запроса педагогических кадров позволяют сделать суждение об актуальности выбранной тематики курсовой подготовки заместителей директоров по учебной работе и педагогов специальных школ для детей с нарушением интеллекта.