«Рекомендации по адаптации образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных организациях образования»
В Методических рекомендациях рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема включения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду. Решение данной проблемы возможно в условиях индивидуализации процесса обучения, предполагающего учёт потребностей и запросов детей, опору на их потенциальные возможности. Сказанным определяется необходимость индивидуализации образовательных программ.
Авторы считают, что на сегодняшний день процесс индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных организациях образования общего назначения следует признать инновационным, что связано с недостаточной освещённостью научно - методических основ разработки и адаптации индивидуальных образовательных программ (ИОП) для этой категории детей. Они обращают внимание на тот факт, что научно - методическая литература, освещающая подходы к структурированию и содержанию индивидуальных образовательных программ для детей с ООП, методики проектирования, адаптации и реализации ИОП, ориентирована в большей мере на общеобразовательную школу, в связи с чем не даёт полного и целостного представления о механизмах разработки и адаптации индивидуальных образовательных программ для детей с ООП, воспитывающихся в инклюзивных дошкольных организациях образования.
Актуальность методических рекомендаций обусловлена тем, что нет чётких единых и обоснованных с научной точки зрения требований к содержанию и структуре ИОП. Это осложняет создание полноценных условий для реализации политики дошкольного инклюзивного образования. Методические рекомендации преследуют цель раскрытия теоретических основ разработки ИОП для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. В них обосновываются принципы и этапы разработки ИОП (определены цели, задачи, содержательные характеристики каждого этапа), структура ИОП и механизмы её реализации (нормативно-правовое и информационное обеспечение, программно-методическое обеспечение, организационно-педагогические условия, кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение).
Методические рекомендации ориентированы на оказание помощи педагогам дошкольных организаций образования в разработке и апробации ИОП, удовлетворение потребности в наличии образца структурно-содержательной модели подобного рода программ, рекомендаций и советов к её применению в практической деятельности.
Методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных организаций образования, родителям детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста.
Коржова Г.М., Баймуратова А.Т., Вишневская Т.А., Пашигорева И.В., 2019 год