«Методическое руководство по применению жестового языка в организациях образования»

  • 13.06.2019
  • ННПЦ РСИО
  • 436

Настоящее методическое руководство разработано в целях обоснования целесообразности применения жестового языка в системе образования детей с нарушением слуха на основе дифференцированного подхода. 
Его актуальность обусловлена крайне низким уровнем образования выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха, обучение в которых построено на устной (словесной) и устно-зрительной (словесно-дактильной/письменной) основе, и в связи с этим необходимостью обеспечить доступ к качественному образованию через реабилитацию жестового языка как родного языка.
При подготовке Методического руководства был изучен достаточно большой объем научных и научно-методических работ по проблемам жестового языка как средства обучения, воспитания и развития детей с нарушением слуха, лингвистического анализа жестового языка, словесно-жестового двуязычия (билингвизма), технологии обучения жестовой речи, межкультурной коммуникации микросоциума неслышащих и макросоциума слышащих, профессиональной и личностной самореализации лиц с нарушением слуха. 
В силу неоднозначности позиций специалистов по проблемам применения жестового языка Методическое руководство носит пояснительный характер. Оно состоит из трех частей. В первой части даны общие представления о жестовом языке с точки зрения коммуникации и лингвистики, во второй части раскрыты стратегические аспекты применения жестового языка в системе образования детей с нарушением слуха и в третьей части описаны условия реализации этих аспектов в Республике Казахстан. 
Методическое руководство разработано в рамках бюджетной программы 099 «Обеспечение доступности качественного школьного образования» (подпрограмма 102 «Методологическое обеспечение в сфере среднего образования») и предназначено для педагогических работников специальных детских садов и школ для детей с нарушением слуха, учителей и воспитателей, осуществляющих обучение и воспитание неслышащих детей, интегрированных в общеобразовательные организации, преподавателей учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, в том числе готовящих сурдопедагогов, специалистов органов управления образования, а также родителей детей с нарушением слуха.
 
Баймуратова А.Т., Абаева Г.А., Преображенская Н.Ю.,  2019 год