Как различить нарушения речи и аутизм у детей?
На первый взгляд проявления некоторых нарушений речи (например, сенсорной алалии) и аутизма у маленького ребенка схожи. Чтобы распознать по признакам и различить эти состояния необходимо наблюдать за ребенком, отслеживать его реакции в различных ситуациях:
Реакция на собственное имя.
Ребенок с нарушениями речи, примерно, в половине случаев отзывается на свое имя, в то время когда дети с аутизмом не реагируют.
Реакция на чужую речь.
• Физический слух при обоих нарушениях не нарушен, но восприятие речи затруднено.
• Ребенок с алалией воспринимает речь, как мелодичный шум, но при этом не понимает, что ему говорят, однако интересуется происходящим вокруг и реагирует на него. Хорошо различает интонацию обращённой речи.
• Дети с Аутизмом не реагируют на происходящее вокруг, никакие звуки речи и интонация его не затрагивают.
Общение с людьми.
• Дети с алалией стараются быть рядом с другими людьми, не избегают контактов, не понимая обращенную речь, они используют другие методы общения: жесты, мимику. Легко идут на зрительный контакт, пытаются читать по губам произносимые слова.
• Дети с аутизмом, наоборот, избегают контактов, держатся в стороне от других детей, не используют прямой взгляд на собеседника, смотрят вскользь. • Скорее его может заинтересовать предмет или игрушка в руках собеседника, чем он сам.
Различия между этими нарушениями в развитии речи.
У детей с алалией развитие речи задерживается, ребенок долго не может воспринимать чужую речь, часто ориентируется на интонацию, знакомые слова-метки и соотнося с ситуацией начинает постепенно понимать и выполнять просьбы. Ему трудно накопить словарный запас, научиться формулировать предложения и грамматически правильно их произносить.
Дети с аутизмом могут произносить даже сложные для своего возраста слова и предложения. Говорят правильно, часто цитируют услышанные фразы как штампы, но не подходящие ситуации. Для них речь не является средством общения. Они говорят как бы "для себя", не обращаясь к окружающим. Не пытаются поддержать диалог.
Важно! Если вы заметили у ребёнка такие особенности, обратитесь к специалисту для точной диагностики.